Источник Некоторые считают, что смысле выделенной фразой заключается в том, что Разин спрятал свои награбленные сокровища на острове. Я так понимаю, что тут ясно сказано, что имущество было поделено, а не спрятано. А вы как думаете?
Беляевский летописец
ГЛАВА 128
О воре и изменнике Стеньке Разине
(В основе главы - “Сказание” астраханского сына боярского П. А. Золотарева (ПСРЛ. М. 1968. Т. 31. С. 206-233)).
В 7175 (1667) году майя в 7 день пришед с Дону к Волге реке, на Камышенке переволокся, вор (государственный преступник) и изменник Стенька Разин с донскими казаками. И кои насады и струги (средние и большие речные суда) во Астрахань плыли, - все пограбил против урочища Шишкина бугра. И на насаде святейшего патриарха приказного дворянина Алексея Золотарева с товарыщи повесил на шегле (рее). Да с ними же повесил гостя Васильева прикащика Шорина Федора Черемисинова. Пограбя насады, снасти и струги велел побрать, чтоб впредь его на Низ и Вверх (нижнее и верхнее течение Волги) утеклецов не было.
Пограбя же весь караван, поплыл на Низ Волгою к Царицыну. И приплыв под Царицын стал на Сарпинском острову пограблены животы (имущество) делить, а Царицын осадил. Во граде же воевода Андрей Унковской ничто ему, вору, не учини.
И осадя город, поплыл на Низ, а караван весь за ним плыл, напредь бо себе плыть никому не дал. И не доплыв до Астрахани за 30 верст, проехал в Бузан мимо Красноярского города.
И из Астрахани противу его, вора, выслали голов (полковников) стрелецких Богдана Северова с товарыщи и с приказы (полками). И они его, вора Стеньку, [34] съехали в Яике реке и учинили с ним бой. И Божиим изволением вор Стенька государевых людей: голов, стрельцов и солдат, - побил, и многих живых поймал.
И взял Яицкой город, жителей и служивых людей, иже с ним не похотели воровать, велел порубить. А иные немногие служивые люди ушли в стругах на море нощию, а иные пеши степью, и многие с глада померли, а инии от татар и от калмыков в плен взяты.
И во 176 (1668) году вор и изменник Стенька Разин весною уехал за море в кызылбашскую (персидскую) землю. И подле моря многие кызылбашские грады и села поплени и пожже. И велию пакость учини, и будучи за морем кызылбашской хан с сыном своим, нарядя многие суды на море с ратными людьми, и с ним, вором, учинил бой великий. И вор побил кызылбашских многих людей, и ханова сына взя жива. Побили же много и их, воров. И с моря пошел Волгою под Астрахань.
И во 177 (1668-69) году вор Стенька с товарыщи по указу великого государя призван в Астрахань при боярине князе Иоанне Семеновиче Прозоровском. И вины свои великому государю принесли, и из Астрахани они, воры, отпущены по прежнему на Дон.
И во 178 (1670) году апреля в 13 день вор и изменник Стенька Разин, перезимовав на Дону и с Дону перешед к Волге реке около Царицына города многия улусы (селения, стоянки кочевников) порубил и град Царицын обманом взял. И воеводу Петра Тургенева и иных многих служивых людей, иже не похотели с ним воровать, всех порубил.
И будучи в Царицыне, кои сверху плыли насады и струги, - торговых людей ограбил, и многих людей побил. И голову московских стрельцов Ивана Лопатина с приказом под градом побил, и всякую государеву казну пограбил - пушки и ружье - а остальных стрельцов поневолил ити с собою к Астрахани на приступ.
И доиде (дошла) первая весть в Астрахань к боярину о взятии Царицына от татар. Боярин же нача осадою крепитися (укреплять оборону города). И июня в 19 день богоотступник Стенька с товарыщи, по ссылке астраханских жителей изменников же Андрюшки Лебедева да Сеньки Куретникова и иных, проехав в Болду реку, из Болды в протоку в Черепаху, а Черепахою в [35] протоку Кривушу созади Астрахани от поля, и град осади накрепко. А вода тогда живет большая. И готовляхуся воры к приступу.
Преосвященный же Иосиф митрополит, посоветовав с боярином, повеле из своего огорода прокопати из прудов воду и спустить на сончак кругом Белаго града, и бе вода около града велика. Из Астрахани же к нему, вору, ушли двое нищых, Тимошка Безногой с товарыщем. Вор же увеща (уговаривал) их, чтобы они Белой град в приступное время зажгли. И их кызылбашские люди поймали и привели в город в приказную полату. Боярин же повеле их пытать накрепко. Они же, воры, в том повинишася, и боярин повеле их казнити смертию.
И июня против 22 числа боярин князь Иоанн Семенович Прозоровской с товарыщи приидоша (пришли) ко преосвященному митрополиту Иосифу. И испросив от него благословения ити на бой противу вора, и убрався (снарядившись) по чину воинскому, поиде в Белый град к Вознесенским врагом, где их быти воровскому приступу, ничтоже бояся или сумняся, яко добр воин Христов.
Тоя же нощи вор и богоотступник Стенька Разин с товарыщи приидоша к Вознесенским вратам к стенам градским с лесницы. Астраханские же жители-изменники начаша (начали) воров на градскую стену приимати, токмо (только) из башен и из подошевного бою (нижних бойниц в стенах) пушкари из пушек бияху.
Егда же внидоша (вошли) во град богоотступники - начаша во граде всяких служивых людей сещи. Добляго (доброго) же воина боярина князя Иоанна Семеновича раниша, прободоша (проткнули) чрево; и едва унесоша его во град Кремль. Преосвященный же Иосиф митрополит, виде его конечно изнемогающа, повеле его причастити божественных тайн со исповеданием.
Свитающу же дню, приидоша воры к Пречистенским врагом. И у врат калитку высекше, внидоша во град Кремль. И боярина, дьяков, голов стрелецких, дворян, детей боярских, сотников, подьячих и всех прилучившихся (оказавшихся тут) чиновных людей, связавше руце и нозе, аки (как) злодеев посадиша под роскат (башню).
Потом вор и богоотступник Стенька Разин с товарыщи и со астраханскими изменники болярина князя Иоанна Семеновича повеле внести на роскат и с роскату [36] ринути (бросить) его на землю на зимней восток. И ринуша его иуня в 22 день в начале третияго часа дне. Дьяков же Романа Табунцова, Евстратиа Фролова, стрелецкого голову Алексиа Соловцова, и астраханских голов, и приежчих дворян, сотников, подьячих и всяких чинов людей пред соборною церковию между роскатом всех посекоша.
И обагрися земля христианскою кровию, тече бо кровь от соборныя церкве до приказныя полаты. Тело же болярина и прочых с ним побиенных злый пес Стенька повеле отдати в Троицкой монастырь в братскую ископанную могилу.
А большаго старшего сына боярского князь Бориса повеси за ноги на градской стене. Потом повеле и меньшаго сына его повесити за ноги же подле брата. И висеша страдальцы от седьмаго часа дне чрез всю нощь. На утрие же о шестом часе дни повеле сняти князь Бориса большаго и кинути с роскату. Меньшаго же князь Бориса отнести повеле матери, вместо же их повеси ханова сына, его же взял за морем.
По взятии же Астрахани и по убиении боярина и прочих, проклятый еретик и богоотступник Стенька Разин со злыми ворами с донскими казаками и со астраханскими изменники поплыл вверх Волгою к Синбирску. И грады, иже по Волге, вси великому государю измениша и предашася ему, вору. Во всех же тех градех воеводы и начальные люди быша побиты.
В Астрахани же Стенька вор остави воров атаманов Ваську Уса да Федьку Шелудяка. И августа в 3 день, как он, вор, поплыл вверх, - и астраханския жители изменники учинили друюе смятение в своем бесоугодном кругу: астраханских подъячих и иных, иже их обращаху ко истинне, всех посекоша.
Потом окаяннии возъяришася на преосвященнаго Иосифа митрополита. Приидоша они, воры, в соборную церковь во время проскомидии и зваху митрополита с великим неистовством в свой бесовской круг.
Архиерей же, облачася во одежду священную, повеле благовестити для позыву приходских священников, и собрався с протопопом, с соборными и с приходскими священники, прииде к ним в бесособранной круг, и нача атамана их Ваську Уса с товарыщи о их неистовстве [37] обличати, и к покорению великого государя призывати, и чтобы им от кровопролития престати.
Окаяннии же и слышати сего не хотяху, и архиереа всякими укоризны укоряху и безчествоваху (укоряли и бесчестили). И воскричаша воры и богоотступники нелепыми гласы, чтобы с него, архиереа, священную одежду сняти и предати бы его градскому (светскому) суду.
От них же, воровских казаков, выступя един именем Мирон, и нача им, ворам, говорити, чтобы им на такий великий сан рук своих скверных не возлагати. И они его за сие убиша.
И повелеша протопопу и священником со архиереа священную одежду снимати неволею. И обнаживше его (Иосифа), поведоша пытати. И архиерейское тело поставиша наго, и связавше руце и нозе, мучиша его зле на огне. Он же ответа не даде им, токмо творяше молитву Иисусову.
И по мучительных ранах возведоша его на роскат, и с роската ринуша его долу (вниз) противу соборные церкве. И они, воры, о убиении архиерейском устрашишася вельми (весьма) и трепетни быша, яко вне ума безгласны на мног час.
Тело же его мученическое архиерейское протопоп со всем освященным собором взяша и внесоша в соборную церковь. И певше над ним большую панихиду, и положиша тело его мученическое во уготованнем его гробе, ископаннем под олтарем Афанасиа и Кирилла.
Той же вор, богоотступник и изменник Стенька Разин Божиим попущением грех ради наших Московскаго государства многим градом велию беду содела и много кровопролитие сотвори. И более о нем, воре, трудно писати.
Потом той вор и изменник пойман бысть, и привезен в царствующий град Москву, и по указу великого государя на Красной площеди казнен смертию, четвертован.
Во 179(1671) году июня месяца послан воевода боярин Иван Богданович Милославской с товарыщи и со многими ратными людьми водным путем под Астрахань. И пришед в августе месяце, ста за три версты от Астрахани на луговой стороне на усть Болды реки и содела земляной град.
И к ним, ворам, во Астрахань (воевода) посылаше [38] почасту уговаривати, чтоб они, воры астраханские жители, великому государю вины свои принесли и во всем бы добили челом. Воры же нимало тому внимаху.
Приспевшу же близ зиме, Божиею милостию, пречистые Богородицы молитвами, и российских чюдотворцев заступлением, и великаго государя щастием, по частым от боярина посылкам во град, воры и крестопреступники, астраханские жители и донские, пришли во истинну. И советуют (совещаются) великому государю вины свои принести и во всем добити челом (покориться). И посылают к боярину в полки с повинною, чтобы он шел во град Астрахань и принял град и людей всех.
Боярин же и воевода Иван Богданович Милославской да диак Иван Чернеев, головы стрелецкие и всякие ратные люди сотворяют пред иконою пресвятые Богородицы Живоноснаго источника со слезами многими молебное пение о предании (в их руки) града и о обращении оных злотворцев.
И по молебном пении на утрие боярин повеле чрез Кутумову реку соделати на стругах мост, чтобы ко граду прийти со иконою Богоматере и со всем воинством пешим.
И 180(1671)-го ноября в 27 день уготовлену мосту (когда был построен мост), боярин и воевода Иван Богданович Милославской поиде со священники, со иконою Богоматере и вооружаяся со всеми полками с ратными людьми во град Астрахань, от великия радости слезы испущающе, яко господь Бог умилосердися и без кровопролития град предаде. И шед со всеми от Болды реки пешко граду с молебным пением.
Астраханстии же жители, узреша икону Богоматере, яко дивии (дикие, не обращенные в веру) человецы от сна возбудишася, падоша вси на землю, со слезами молящеся, яко господь Бог и пресвятая Богородица ко истине и к покаянию их обратиша и под великого государя превысочайшую руку (приведоша).
Боярин же, вшед во град со всеми людьми, повеле головам по стенам града и по вратом сотников и стрельцов поставити. Сам же шед со иконою пресвятыя Богородицы в соборную церковь и пе (пел) молебная.
И в той день во граде Астрахани бысть в людех радость велия. Икону же пресвятыя Богородицы, повеле [39] боярин списати с нея список. И новосписанную икону пресвятые Богородицы Живоноснаго источника остави боярин во Астрахани в соборной церкви, на память предъидущым родом.
И тако взяв славный град Астрахань от воров и изменников российских, боярин и воевода Иван Богданович Милославской возвратися в царствующий град Москву.