Волгоградский оргАн. Спасение утопающих дело рук...

Feb 10, 2015 14:05

Спасение утопающих дело рук... Будем считать, что это фото не имеет отношение к предмету данного поста и оно мне просто нравится...



Благодаря Ольге Маруга и Сергею Дворянчикову sdvoryanchikov произошло невероятное: была проведена первая и пока единственная экскурсия в недра святая святых Волгоградского ЦКЗ - в оргАн. Экскурсию для нас провел хранитель волгоградского оргАна Александр Андреевич Кравчук, который холит и лелеет этот великолепный инструмент вот уже 25 лет.

Мое знакомстово с этим инструментом, как слушателя, состоялось очень давно в году 91 или 92, когда я как ученик музыкальной школы из под палки был загнан на органный концерт своим учителем по музыкальной литературе. Мне тогда казалось, что это так скучно, но с первыми звуками этого по истине короля музыкальных инструментов, он просто завладел моим вниманием. Но по большому счету меня заинтересовала не музыка, а устройство этой грамадины, как и почему он звучит и почему так по-разному. На следующий день я рванул в библиотеку. Конечно я сейчас не особо помню что тогда прочитал, но всемирная паутина позволила мне освежить мои знания.

Что же такое оргАн?

По мнению многих специалистов прообразом современного оргАна послужила флейта Пана. Это инструмент который вероятнее всего появился в эпоху среднего неолита и представляет собой несколько скрепленных вместе в ряд бамбуковых или тросниковых полых трубочек разной длины, длина трубочки определяет высоту издаваемого ей звука.


Источник

В 3 веке до н.э. в египетской Александрии талантливым ученым и механиком Ктесибием был изобретен водяной оргАн (гидравлос). Сущность его заключалась в том, что благодаря гидравлическому механизму, который позволял накапливать сжатый воздух в специальной полусферической камере, звук из оргАна шел не только во время движения поршня, а постоянно.



Источник

Гидравлос получил очень широкое распространениев в Риме в 1 веке до н.э. В эти времена гидравлос входил в состав инструментальных ансамблей, которые сопровождали гладиаторские бои, театральные и цирковые представления, ритуальные действа. По свидетельству древнеримских историков особым поклонником гидравлоса был император Нерон, который сам выступал на нем на состизаниях в Дельфах.

Гидравлический оргАн просуществовал до 8-9 века н.э., но гараздо раньше начался поиск иного технического решения, позволявшего равномерно подавать воздух в трубы. И таким решением становится пневматический орган, в которорм наряду с мехами накачивающими воздух используются вспомогательные меха, регулирующие давление воздуха. Наличие стабилизирующих мехов обеспечивает равномерность подачи воздуха к трубам, а значит придает ровность и устойчивость звуку. Изобретение пнематического оргАна приписывается Византии, но точных сведений нет. Безусловно, особое распространение пневматический орган получил благодаря тому, что был принят Римской католической церквью как богослужебный инструмент. Потому и большинство средневековых произведений для оргАна носили сугубо обрядовый религиозный характер. Цивильное же применение оргАна, а равно и рассвет музыкального органного искусства началсяв эпоху возрождения. Ну а залотой век органной музыки относится к 17-18 вв. и связан прежде всего с именем великого немецкого композитора И-С Баха.

Все современные оргАны применяют схему пневматического оргАна.



Источник

Устройство оргАна включает в себя:
- Пульт оргАна (органная кафедра), который может содержать от 1 до 7 мануалов (клавиатур для игры руками), педальную клавиатуру, регистровые рукоятки.
- Регистры - это ряд труб одинакового тембра, образующих хроматический звукоряд соответственно клавишам своей клаватуры или ее части. Регистры группируются в семейства по ряду оюъединяющих принзнаков. Каждая труба основного регистра воспроизводит один конкретный звук, а вот трубы вспомогательных регистров могут воспроизводить аккорды, которые состоит из нескольких обертонов к основному звуку.
- Трубы. Они делаются из двух материалов: дерева и метала. Деревянный трубы обычно изготавливаются из ели и имеют квадратное сечение, они зачастую используются для извлечения басовых звуков. Металлические трубы, как правило, изготавливаются из сплава олова и свинца. Большинство труб в оргАне являются аэрофонами, их еще называют лобиальными или свистковыми, звук в них образуется в результате колебаний столба воздуха. Другой вид труб, это идиофоны или язычковые трубы, в них звук образуется в результате колебания обтекаемого потоком воздуха язычка. Бывают в органе и трубы, которые не звучат, а используются чисто как фасад.
- Трактура - это система передаточных устройств, соединяющих клавиши с воздухозапорными устройствами оргАна. Трактура бывает механической, пневматической, электрической, смешанной. Естественно сегодня для большинства оргАнов используется электрическая или электромеханическая трактура.

Волгоградский оргАн.

Волгоградский орган построен в 1982 году чешской фирмой "Ригер-Клосс". В Волгограде он был устроен в Центральном концертном зале в 1989 году. Это один из самых больших органов в России, он имеет 4 мануала, педальную клавиатуру, 65 регистров, 4899 труб. К сожалению зал в который был установлен оргАн абсолютно не предусмотрен для него. Существующая система аккустики зала, не позволяет полностью и во всех красках расскрыть звучание это великолепного инструмента. Аккустические отражатели установленные на потолке сцены находятся намного впереди оргАна, в результате чего существенная часть звучания оргАна уходи в потолок, в никуда. Задняя стена зала, которая для оргАна должна была работать звуковым отражателем, таковым не является, так как имеет простую необлицованную кирпичную кладку (по проекту должна быть облицована мрамором, но где тот мрамор не знает никто). Огромной бедой для оргАна являются и проводимые на сцене ЦКЗ масштабные роковые концерты, так как мошные аудиосистемы и вызываемые ими вибрации могут приводить к расстройству оргАна, а также возможна существенная деформация достаточно мягких свинцово-оловянных труб оргАна.
ОргАн очень большой открытый инструмент, в результате чего внутри него скапливается большое количество пыли. Произвести чистку оргАна от пыли обычным бытовым путем не представляется возможным. Для того чтобы почистить оргАн его необходимо полностью разобрать. Такую процедуру с нашим оргАном проводили только раз в 2007 году, для этого из Чехии приезжали специалисты фирмы производителя. Чистка органа шла более месяца. Как вы понимаете, эта процедура стоит немалых денег. По словам хранителя волгоградского оргАна Александра Андреевича Кравчука инструмент снова нуждается в чистке. Побывав внутри органа, хочу заметить, что эта необходимость видна невооруженным взглядом. Естественно найти в скудном бюджете волгоградского учреждения культуры деньги на это практически невозможно, потому скорее всего будет запущен народный сбор денег на это благое дело (ну теперь Вы поняли к чему фото в начале))).
Но несмотря на все сложности Волгоградский оргАн звучит. Звучит прежде всего усилиями своего хранителя, бесконечно увлеченного и самоотверженного человека. Играть на нашем оргАне стремятся самые именитые органисты, многие из которых отмечают удивительную и неповторимую звуковую политру нашего величественного инструмента.

Это интересно (использовано как источники)
1. http://musstudent.ru/biblio/48-music-theory/99-n-bakeeva-organ
2. http://principal.su/33-ty-syachi-trub-ustrojstvo-organa/

культура, волгоград, музеи волгограда, искусство, орган, 2015, цкз

Previous post
Up