Волгоград Православный:
http://www.volgaprav.ru/2013/05/vybiraj-dostojnoe-a-ne-legkoe/
В дореволюционной России Закон Божий был обязательным учебным предметом. Потом о нем надолго, как оказалось, почти на 100 лет забыли. А вот нынешние третьеклассники и, наверное, самое главное, их родители, стоят перед выбором: какое направление (говоря современным языком - модуль) для изучения в будущем году основ духовно-нравственной культуры народов России выбрать? Разумеется, самый компетентный совет по этому поводу может дать настоятель Свято-Никольского храма протоиерей Димитрий Климов:
- Прежде всего поясню, что предмет для 4 классов носит название «Основы религиозных культур и светской этики» (сокращенно «ОРКиСЭ»). Оценки за этот предмет не выставляются, и особой нагрузки на учащихся он не вызывает. Ведут его не священники, а специально подготовленные учителя.
В ОРКиСЭ шесть направлений, или модулей, один из которых и надо выбрать.
Первый - «Основы религиозных культур народов России»: про все религии, которые у нас в России представлены (а именно православие, буддизм, иудаизм, ислам), понемногу, в общем, не выделяя ни одного из предметов изучения.
Второй - «Основы светской этики». Понятия добра и зла рассматриваются не с точки зрения какой-то отдельно взятой религии, а, скажем так, с позиции честного атеизма: люди заключили общественный договор, что понятие «добро» включает одно, понятие «зло» - другое. Золотое правило этики - не делай другим того, чего не желаешь, чтобы сделали тебе.
Третий - «Основы православной культуры».
Три последующих - основы других религиозных культур, представленных в России.
Этика, как таковая уже входит в школьную систему воспитания. Любой нормальный учитель (независимо от того, какой предмет преподает) пытается не только знания вложить в ребенка, но и воспитать его. Тем более, если речь идет об истории и литературе. Словом, выделять этику в отдельный предмет, считаю нецелесообразно, это, образно говоря, «масло масляное».
Теперь о первом модуле. Учебник по нему составлен по принципу: заходим в православный храм, что видим? Далее описывается архитектура, внутреннее убранство православного храма. В таком же духе: заходим в синагогу, в мечеть, в буддистский храм - описывается то же самое. Затем делается вывод: смотрите, ребята, в принципе, похоже - и здесь и там люди молятся Богу, и здесь и там происходит общение с ним. По той же схеме идет повествование об истории каждой веры, об ее основах.
Общий вывод из учебника: все религии говорят об одном и том же, только разными словами. С одной стороны, правильное высказывание. Но, с другой стороны, если человек начинает подробно изучать одну религию, другую, он понимает, что как раз одинаковыми словами говорится о понятиях разных.
В любой религии есть понятия добра и зла. Но что считает добром христианин, что считает добром буддист, иудей, мусульманин - это разные вещи. К примеру, христианство говорит, что человек индивидуален, что с самого рождения Бог дает ему душу, которая потом никуда не может переселиться, ни в какое другое существо. И потому спасением для христианина является соединение с Богом, но без растворения в Боге. То есть личность человека остается личностью, но соединение с Богом происходит настолько тесно, что сам человек обуживается.
Как буддизм понимает спасение? В буддизме нет понятия индивидуальности человека. Душа его может переселиться в другое существо, в третье и т.д. Самая главная проблема - это не то, что его что-то удаляет от Бога (поступок или грех), а то, что его заставляют вращаться в круге перевоплощений. Главная цель - вырваться из круга перевоплощений, разомкнуть его и раствориться в нирване: потерять индивидуальность, войти в сияющую пустоту и в ней раствориться.
Согласитесь, совершенно разные понятия спасения. Точно так же, как разнятся понятия «рай» и «ад» для христианина и мусульманина, «ангел» и «дьявол» и т.д. То есть, получается как раз наоборот - одинаковыми словами говорится о разных вещах.
У нас сейчас в обществе стоит проблема толерантности. Понятно, что этот предмет (ОРКиСЭ) вводится, чтобы ее преодолеть, чтобы люди разных вер, национальностей, цвета кожи относились друг к другу по-человечески. Как это решить? Считается, что надо стереть индивидуальности верующих людей, или национальные различия, дать понять, что национальность ничего не значит для человека. Русских к этому уже практически приучили, мы почти утеряли знания о нашей культуре, традициях, основанных на православии. Но не все народы готовы к тому же. Говорить, что проблему толерантности можно решить за счет русских - значит, зайти в тупик.
Каково мое мнение? Всегда привожу простой пример: какому-то четверокласснику, условно назовем его Мишей, надо внушить уважение к женщине возраста его матери. Для этого существуют два пути.
Можно сравнить маму этого ученика с мамой друга: «Смотри, Миша, у мамы твоего друга так же, как и у твоей - голова, руки, ноги; она так же, как и твоя мама готовит еду, кормит домашних, помогает сыну готовить уроки. В принципе, разницы между этими женщинами нет. А потому надо одинаково уважать и свою маму, и маму друга».
А можно сравнить этих двух женщин по-другому: «Смотри, Миша, эти две женщины, действительно, очень похожи. Но при том, что все женщины на свете похожи, только одна является твоей матерью. Твоя мама сделал для тебя то, чего никакая другая и все вместе взятые для тебя не сделают: качала твою кроватку, проводила возле тебя бессонные ночи, когда ты болел, готова жизнь за тебя отдать, если понадобится. А теперь, представь, мама твоего друга делала то же самое для своего сыночка».
И ребенок, поняв свои чувства, как он должен быть благодарен своей матери, как любить ее, поймет чувства друга к своей матери и поймет, что нельзя оскорблять ее ни словом, ни делом.
Не тот человек, который разницы между религиями не видит, может уважать чужое мировоззрение. Лишь тот, кто поймет, что для него самого значит его религия, его мировоззрение, кто познает чувство благоговения к своей святыне, поймет, что чувствует мусульманин, буддист или иудей, когда оскорбляют его веру. Когда мы научим детей уважать свои традиции, свою веру, они будут терпимы по отношению к другим.
Когда родители приносят крестить детей, они делают свой выбор - этот ребенок будет православным христианином. И впоследствии им надо почаще вспоминать о крещальном обете, который они давали перед Богом за детей и за себя. Ведь что происходит? Я приехал в город, в приход, где когда-то служил, и на родительском собрании спросил, сколько будущих четвероклассников будут изучать Основы православной культуры (ОПК)? Оказалось, что из 100 человек всего 5. Как же так? А зачем, мы и так православные, ходим в церковь (раз в год-то, на Пасху?), нам интересно узнать про другие религии. И тогда я сказал, что мне стыдно перед Богом и Церковью, что когда-то я крестил их детей. Я постоянно говорил о тех обязанностях, которые возложены на родителей и крестных. А сейчас людям даже делать ничего не надо, им на блюдечке преподносят, а они отстраняют, говорят, неинтересно, не нужно… Мы лучше про мечеть и синагогу… Не дай Бог с ними что-то случится. Куда придут? В православный храм. Как же хватает совести относится таким образом к вере сейчас, изгоняя ее из жизни своих детей, а потом приходить к священнику и просить, чтобы освятил дом, помолился, отслужил погребение… Это же такое лицемерие!
В Калаче, правда, ситуация другая, много детей выбирают для изучения Основы православной культуры. Наш Свято-Никольский приход приобрел и роздал по школам района 300 учебников по ОПК. Они помогут детям изучить темы «Россия - наша Родина», «Введение в православную духовную традицию», «Культура и религия», «Во что верят православные христиане», «Добро и зло в православной традиции», «Золотое правило нравственности», «Любовь к ближнему», «Милосердие и сострадание» и многие другие.
Ребята узнают о важнейших добродетелях - благодарности, дружелюбии, ответственности, честности, осторожности, трудолюбии и милосердии. Все это поможет им приблизиться к пониманию того, о чем в свое время говорил академик Д.С.Лихачев: «Есть свет и тьма, есть благородство и низость, есть чистота и грязь: до первых надо дорасти, а до вторых стоит ли опускаться? Выбирай достойное, а не легкое!»
Источник