Игумен Гавриил обратился с проповедью

Feb 25, 2013 18:39

Волгоград Православный: http://www.volgaprav.ru/2013/02/igumen-gavriil-obratilsya-s-propovedyu/

Через три недели начинается Великий пост. 24 февраля в Свято-Духовском монастыре было совершено две Божественных литургии. На поздней литургии служили игумен Гавриил (Куликов), иеромонах Прохор (Куксенко) и диакон Евгений Карачанцев. В этот день в монастырском храме пели два клироса: сводный хор ЦПУ (регент Ирина Горлачёва) и хор училища (регент Елена Доценко). После Богослужения игумен Гавриил произнёс проповедь на тему воскресного Евангелия о мытаре и фарисее:

Дорогие братья и сёстры!  Мы, вместе со всей Православной Церковью, вступили в подготовительный период перед Великим постом. В преддверии этого спасительного времени Церковь предлагает нам евангельские образы того, что есть истинное покаяние.

В притче о мытаре и фарисее, которую мы с вами много раз слышали и читали, перед нами предстаёт сам Господь и говорит о двух простых людях. Это не реальные исторические персонажи - это именно образы того, что один человек может быть внешне благочестивым, а другой с подлинным внутренним смирением и покаянием. По поводу одного человека у окружающих нет никаких нареканий о его нравственном и духовном состоянии. Он пользуется почётом и уважением среди людей. А другой человек - мытарь, явный грешник, в котором окружающие люди видят только грех, безнравственность и может быть даже преступление. Тем не менее, Господь видит гораздо больше, чем то, что могут увидеть окружающие люди, и даже больше чем человек видит и думает о себе сам. Поэтому Господь говорит, что мытарь выходит из храма больше оправданным чем фарисей, потому что каждый кто себя превозносит, тот будет уничижен, а тот, кто смиряет себя, того Господь возвысит. Это раскрывает нам два очень важных правила духовной жизни и два важных урока, которые мы должны извлечь из этого евангельского повествования.

Во-первых, мы ни в коем случае не должны осуждать никого из окружающих, ни тех, кто ходит в храм, ни наших ближних, ни тех, кто встречается на нашем жизненном пути. То суждение, которое мы можем о человеке вынести, является поверхностным и оно не отражает глубины состояния человека. Оценивать и судить человека может только Господь, как это и произошло с мытарем.

Второй важный урок заключается в том, что даже когда мы стремимся вести благочестивую жизнь, стараемся ходить в церковь, молиться, поститься, соблюдать заповеди - не должны подходить к этому только с внешней стороны. Даже приступая к этому деланию со смиренной душой и сокрушенным сердцем мы не должны успокаиваться на этом. Мы не можем достичь какого-то определенного духовного состояния и застыть на нём. Дескать, я каждое воскресение и каждый праздничный день хожу в церковь, я читаю утренние и вечерние молитвы, необходимые молитвенные правила и акафисты, я исповедуюсь и причащаюсь регулярно - и на этом человек успокаивается. Человек думает, что он выполнил все свои религиозные обязанности по отношению к Богу. Получается так, будто теперь и делать ему больше нечего, а только поддерживать это состояние. И тогда не он будет ходить в должниках у Бога, а Бог обязан будет ему подавать Свою благодать, милость и всяческие земные блага. И это самообольщение, это ложное состояние, которое называется в православной аскетике прелестью. Именно в этом состоянии пребывали фарисеи, и нам нужно стремиться этого избежать.

В духовной жизни закон таков, что не бывает в ней статичного состояния. Невозможно достичь какого-то духовного положения и на нём остановиться. Духовная жизнь это всегда динамика, это всегда движение. Если нет развития, если нет движения к Богу, тогда, неизбежно - это движение в обратном направлении. Даже если движение к Богу начинается из самой бездны падения, как это происходит с мытарем, то именно такое устремление сердца больше всего приемлет Господь. Поэтому Он оправдывает мытаря, а состояние фарисейской самоуспокоенности оказывается ему в осуждение.

Итак, дорогие братья и сёстры, мы должны направить все свои духовные усилия на то, чтобы избегать состояния внутренней самоуспокоенности. Нужно всё время понуждать себя, постоянно заставлять себя двигаться к образу покаяния теми словами, которые говорил мытарь из притчи Спасителя: «Боже, милостив буди мне грешному».

Мир всем и Божие благословение. Аминь.

Записал Антонов Д.Д.

Волгоград, проповедь, Общие новости

Previous post Next post
Up