Волгоград Православный:
http://www.volgaprav.ru/2012/05/kazhdaya-pyataya-para-volgogradcev-venchaetsya-v-cerkvi/
Преподаватель Царицынского православного университета Никифор (Казаков) рассказал о сектах, церкви и семейных ценностях. Иеромонах Никифор преподаёт догматическое богословие в Царицынском православном университете. Его считают крупным специалистом по сектам, с представителями которых он работает уже несколько лет.
Бомбардировка любовью
- Наверное, вам нетрадиционные конфессии причиняют много головной боли. Но говорят и так: не всё ли равно, сколькими перстами креститься - главное, чтобы в душе были вера и любовь.
- Смысл жизни можно искать разными способами - с помощью книг и священника, в Интернете можно найти ответ на любой богословский вопрос. Парадокс в том, что современный человек настолько отягощён бытом, что у него просто не остаётся времени задуматься о вере, узнать хотя бы её основы. За 70 лет безбожной Советской власти несколько поколений оторвались от религии. Но как только открыли эти шлюзы, массы людей хлынули в церкви. Создалась среда, когда по российскому законодательству о свободе совести и вероисповедания любые десять человек, прочитавших Библию, могли зарегистрироваться как религиозная группа. А если таких групп больше трёх - называться религиозной организацией. В нашей области ещё семь лет назад таких было полторы сотни.
Сюда ринулось огромнее число западных миссионеров, утверждавших свою исключительность и право на спасение. В беседе с руководителем волгоградских мормонов я услышал, что правдивость этой церкви заключается в её апостольстве. То есть эти самые руководители считают себя правопреемниками Петра и Павла. Прошу предъявить доказательства, но не слышу ничего, кроме цитат из Библии.
Вот и свидетели Иеговы утверждают непогрешимость своей веры и уже полтора века обещают конец света, который то и дело переносят. На самом деле все сектантские учения носят поверхностный характер и противоречат Библии при её глубоком изучении. При многочисленных беседах с сектантами я обнаружил, что и цитаты из Священного Писания они учат только те, которые отвечают их вере.
- Говорят, что самочувствие общества определяет число колдунов и сектантов. Чем их больше, тем сложнее обстановка. Если можно как-то вывести этот показатель, то кризис в нашей стране продолжается или всё же закончился?
- Важнейшим условием рождения любой секты остаётся духовный вакуум и социальная нестабильность. Люди ищут понимания и заботы, в конце концов - любви к себе. Поэтому главный способ - бомбардировка любовью. И попадают в сети самые незащищённые люди. Пенсионеры, разведёнки, инвалиды. В чём ловушка? Для вас сходят за хлебом и в аптеку, даже помоют полы - но при условии, что вы войдёте в эту организацию. Со временем новым друзьям станет мало церковной десятины, она потребуют отдать всё имущество. Это тоже негласное правило. Вот живой пример. У меня есть прихожане из Краснооктябрьского района, мать и дочь. Из секты свидетелей Иеговы они ушли после бесед со мной. Рассказывали, что есть правило, которое не афишируют: своё недвижимое имущество ты должен передать даже не общине, а её руководителю. Они тоже хотели сделать дарственную на квартиру, но вмешался муж, православный человек, и не дал пустить семью по миру.
Урок без оценок
- Много ли в нашей области сект?
- С 1995 по 2000 годы их число в области увеличилось в десятки раз. Затем до 2005 года этот показатель оставался на прежнем уровне в 150 организаций. Повлияло и то, что страна избежала очередного дефолта, который мог наступить вслед за резким падением курса доллара в самом начале нулевых, да и экономика пошла в рост. Социальная стабильность дала возможность развивать образование, в том числе теологическое. Во многих вузах нашей области начали вести факультативы об основах православной веры и культуры. Такой курс читали и на математическом факультете ВолГУ.
Сейчас активность сектантов упала ещё больше. В экономике есть принцип насыщения рынка. Вот и люди наелись этой лжеправды и стали уходить из самозваных церквей. Так что если судить с этой стороны, стабильность в обществе всё-таки есть.
- Вернёмся к основам религиозных культур, которые начнут преподавать в четвёртых классах. У родителей есть выбор конкретного содержания, но школы иногда его навязывают. Нет ли опасения, что тем самым вере наносят очередной урон?
- Однозначно: нет. Предполагается, что оценки за него ставить не будут. Эти занятия ставят целью сделать школьное образование более полным, научить ребёнка не только писать и читать, но и с уважением относиться к товарищам, преподавателям, старшим, независимо от их религиозных убеждений. И ещё. Даже в гуманитарных вузах древнерусская письменность начиналась со «Слова о полку Игореве» конца XII века. А современная наука установила, что славянская письменность появилась в IX веке, когда святые Кирилл и Мефодий перевели Библию на славянский язык. И дети должны знать, что наша культура гораздо богаче и древнее.
По поводу чиновничьего подхода к урокам религиозных культур могу сказать другое. В Москве и Волгограде люди из министерства образования положительно относятся к этой инициативе церкви, а на местах слышим: «Зачем нам эти попы, пусть учителя сами зарабатывают». Мы не против, но при условии, что преподаватели начальных классов пройдут профессиональную подготовку в духовном заведении - будь то православная, исламская или буддистская школы. А нынешний уровень знаний можно свести к поговорке: «Слепой слепого в яму заведёт». Если уж управление образования будет заниматься переподготовкой, то следовало бы приглашать уже имеющихся специалистов. Скажем, Царицынского православного университета.
- Критиковать легко, но церковь и сама, наверное, должна брать на себя груз ответственности за положение в обществе.
- Несмотря на то, что с 1918 года постановлением Совнаркома церковь отделена от государства, на деле она всегда принимала участие в жизни своего народа. Можно вспомнить танки и самолёты, купленные на деньги прихожан, отправленные на фронт продукты за их счёт. Да и сегодня церковь, храм - не мифологическое существо, а мы сами, со своими бедами и ошибками. И здесь человек должен учиться быть ответственным за себя и своих близких. На мой взгляд, сегодня церковь остаётся чуть ли не единственным инструментом, способным сохранить общество от распада. А сама ответственность формируется в семье. Кажется, это чувство начинает крепнуть, что видно по числу венчающихся в области: теперь это каждая пятая пара, а лет десять назад явление было редчайшим.
Я говорю своим студентам: «Не ставьте перед собой сверхзадачи. Не надо поворачивать реки вспять, сделайте счастливым хотя бы одного человека в этом мире. Свою жену».
Досье
Иеромонах Никифор (Казаков) родился в 1974 году. Кандидат богословия, автор более 10 работ, посвящённых миссионерской деятельности. Не женат - несёт церковно-монастырское послушание.
Источник -
http://www.vlg.aif.ru/