May 15, 2013 13:31
Читала с утра методичку по философии, оставлю здесь кусок. Кому скучно, не читайте дальше. "Мы совершенно бескорыстно радуемся при виде хорошо развивающегося растения, животного и особенно человеческого существа. Здесь речь идет о некоем внутреннем «согласии» с тем, чем является в своей основе созерцаемый объект. Наше чувство вызывается желанием, чтобы этот объект полностью достиг того, что заложено в его биологическом или духовном проекте. Это есть доброжелательность в самом широком смысле слова, «сочувствие жизни другого». По Хенгстенбергу, можно в конечном счете доказать, что именно в этом лежат корни всех значительных моральных отношений и ценностей. По его мнению, «сочувствующая объективность есть нечто большее, чем чисто констатирующая объективность». Установка на объективность присуща лишь человеку. О над-животном характере объективности или сочувствующего поведения особенно ясно свидетельствует тот факт, что это свойство не проявляется как обязательное - вместо него может иметь место диаметрально противоположное поведение, то есть необъективность. В этом случае о сочувствии не может быть и речи. Субъект здесь обращается к своему собственному ego и с этой позиции старается из всего извлечь пользу для себя. Отрицание сочувствия и тенденция к произволу являются корнями необъективности. Если сочувствующая объективность достигает своего апогея в личной любви, то необъективность - в ненависти. Ненавидящий именно не хочет, чтобы встреченное им существо реализовало свое бытие и смысл. Он, наоборот, стремится найти в нем недостатки, а если и замечает достоинства, то лишь для того, чтобы истолковать их в отрицательном смысле и, таким образом, увидеть их уничтоженными; унижение другого доставляет ненавидящему противоестественное с гуманистической точки зрения удовлетворение".
книги,
универ