Оригинал взят у
kosarex в
О передаче Исакиевского собора РПЦКогда он принадлежал церкви-то? До 1917 года все церкви принадлежали тем, кто их построил. Сельские церкви принадлежали крестьянам, в городах принадлежали товариществам купцов или обывателям конкретного района, которые сбросились на строительство церкви для себя. Крупнейшие, вроде Исакиевского или ХХС принадлежали государству. Монастырские церкви принадлежали РПЦ, поскольку пожертвования передавались настоятелю, далее он строил церковь от своего имени. Прав на Исакиевский собор у РПЦ нет, поскольку строили его императоры за счет казны. А право производить богослужение принадлежит по умолчанию, поскольку строили собор не только для показа богатства империи, но и для богослужения.
Интересно, что от разных видов собственности на церкви религия не страдала. Попы тоже находились на содержании общины, которая строила церковь. Например, церковь в нынешнем Татарстане, где служил мой прадед, принадлежала сельской общине. Зато ему как попу выделили землю в треть надела рядового крестьянина, вдобавок платили жалование и ещё полагались дополнительные деньги за свадьбы, отпевания и прочее. Хватало на жизнь, хватало на лошадей, чтобы приехать по вызову, например, причастить перед смертью. В этом смысле в идее попросить у государства жалование для служителей нет ничего не нормального. Государство владеет, государство приглашает священников, оно же и должно им платит. Так и раньше было.
Но собственность есть собственность. Расходы по поддержанию церкви тоже лежат на владельцах. Государство тратилось на содержание ХХС, купцы на собственные церкви, церковь на монастырские церкви. Это всё шло сверх расходов на священников. Например, в селах крестьяне делили расходы на попа и на церковь. Деньги на церковь хранились у церковного старосты. Крестьяне советовались и решали, сколько сброситься, когда и на что потратиться. Поп имел право посоветовать или попросить, а община имела право решения - когда ограду покрасить, когда и сколько дров для отопления купить или заготовить, в каком году церковь заново побелить или крышу обносить. Красножопые всё это знали, поэтому в селе предков они первом делом полезли не в дом к попу, а к старосте за церковными деньгами и расстреляли его за отказ сдать в их грязные руки народные деньги.
Нынешняя же система навязывания религии построена под систему отката. Строят церковь, завышают смету, спонсоры уходят от налогов, а никто не думает, будет ли в церкви достаточное число верующих, не помрет ли с голодухи поп из-за отсутствия верующих, какой толк от церкви, если она будет стоять пустой. Сама же передача избыточного количества церквей в руки РПЦ равносильна предложению не теряться, а сдавать избыточные церкви под склады. Пардон, стройте тогда не церкви, а склады и дарите. Церкви должны существовать для верующих, а не отката и показухи.