Оригинал взят у
nomina_obscura в
postСформулировал. В современном российском дискурсе предполагается, что человек создан для маленького личного счастья ("женился", "родил детей") и осторожных действий, обусловленных экономической логикой ("повысили зарплату", "сделали начальником отдела"). Личное и денежно-рабочее, скромная жизнь Акакия Акакиевича, как если бы он кроме шинели приобрел бы себе и семью. По стеночке, тихонечко. Устроил дитятку в детсад, достал со скидкой путевку на Бали. Хорошо! Жизнь! Ну, почти. На определенном уровне развития человек понимает, что с маленьким личным и маленьким рабочим счастьем его немножко на.бывают, что кроме потребностей формата "только кура-дура от себя гребет" есть и потребности высшие, идеальные, что невозможно реализоваться как личность, состояться как личность, заперев свой мир, свой горизонт в личном и экономическом. Что на свете есть другие страны, цивилизованные страны, и в этих цивилизованных странах помимо жены, еды и каменоломни гражданам еще выдают сопричастность к истории, к миротворчеству. Что граждане США и ЕС, помимо того, что сладко пьют, крепко спят и красиво женятся, участвуют еще в больших и важных, определяющих курс человеческой истории проектах - и прекрасно свое служение, свой выбор осознают. И гордятся им. Гордятся тем, что их жизнь формирует высший, идеальный смысл, складывая их личные успехи и трагедии в огромный национальный, цивилизационный паззл, который будет на месте и через тысячу лет. А мы...
А мы вышли на Болотную. Болотная за пределами личной и экономической логике, поэтому так смешны попытки найти ей рациональное обоснование ("За честные выборы из Зюганова и Жириновского! Против коррупции в "Транснефти", кстати, а что такое "Транснефть"?), поэтому от нее так косо.бит нынешние элиты, привыкшие считать в лично-экономической логике. Поэтому так смешно выглядят ответные акции и митинги, как раз в эту самую логику попадающие ("Не пойдешь - улетишь с работы"). Конечно, всех волнует и возмущает нечестный подсчет голосов, хамство, воровство и беспредел, но они были и раньше, а сейчас кроме них у людей созрел запрос на идеальное, запрос на историческое творчество, на сопричастность к судьбам страны и нации, на высшую реализацию.
И люди нарисовали плакаты, и вышли с ними на площади, несмотря на то, что не имели с этого никакой выгоды, а имели очень даже конкретные угрозы (особенно перед первым митингом, "Всех подавят-постреляют!"). Это идет наперекор всей логике путинской системы, согласно которой человек - смешное управляемое существо, элементарно манипулируемое с помощью денег ("Подняли пенсии") и обращений к личному ("Стабильность для вас и ваших детей") и у которого нет ничего, кроме хватательно-воровательных инстинктов. И во всей путинской пропаганде идет эта совершенно искренняя обида: "Мы ж вам позволяли хватайкой-воровалкой хватать и воровать, отчего ж вы нас не любите? Что, мало? Ну нате, нате еще! Еще больше пенсий! Пособий! Субсидий!".
Но людям не нужны пенсии, пособии и субсидии. Даже борьба с коррупцией им особо не нужна (на чем дальше может погореть господин Навальный, который, судя по интервью, не может обработать запрос на идеальное, "Прогоним Путина и станем как Канада!"). И выборы не нужны. А нужна людям страна и нация, не как абстракция, но как живое, реальное, настоящее дело, в котором они могут принять участие, придав большой, вневременной смысл своему существованию. "Роспил", наблюдатели на выборах - это все отголоски большого, важного внеличного дела, за которые истосковавшиеся люди хватаются с жадностью некормленных неделю.
Но скоро и это мельтешение перестанет давать иллюзию причастности - собственно, уже перестает, см миллион статей про "Идейный кризис Болотной" - и тогда почувствовавшие вкус реальной исторической работы люди пойдут дальше, решившись наконец сказать логичное: "Да в задницу себе свои выборы с откатами засуньте! И реформами со стабильностью сверху утрамбуйте! А НАМ! НУЖНА! НАША СТРАНА! И НАША! ИСТОРИЯ! (как живой, осязаемый, предполагающий массовое участие граждан процесс)". И тут-то самый п....ц и начнется, потому что Путин может дать вам выборы, антикоррупционные законы, перестать кормить Кавказ, сделать все что угодно в рамках личностно-экономической теории мира (под которую оппозиция идеалистов пытается подстроиться, тщательно камуфлируя проснувшееся историческое чувство под бунт обманутых дольщиков), кроме одного.
Кроме идеального. Кроме истории. Нет никакой борьбы с Путиным. Есть борьба между идеальным ("Ну вот сытые же они! Ну чо им еще надо!") и лично-экономическим. Поэтому наша задача не обсуждать все эти смешные ставки НДС и что там еще, а бить, бить, бить, бить и бить в набат, пробуждая ответный страшный гул в груди каждого русского, заставляя сограждан ощутить себя частью десяти веков русской истории, борющимися не с конкретным злом, даже не с системой зла - но с разлившимся по России безвременьем. Это всё не про более лучше одеваться. Это всё про более осмысленно существовать.