Девиз нашей семьи - два дебила это сила - выбран не случайно. Мы всегда за любой кипиш, кроме голодовки. Вот и в этот раз решили, что просиживать первомайские выходные дома нам совсем не интересно. Тем более, что первого мая было 2 года, как мы вместе, и это дело хотелось как-то отметить. Как? Наша семья началась с пещеры Тут-Куш, тогда, два года назад, там кипели такие страсти, что герои Санта-Барбары удавились бы от зависти. Поэтому из всего разнообразия Алтайских пещер был выбран именно Тут-Куш. То, что мы идем именно в пещеру вообще как-то не обсуждалось. Не ровно мы дышим к этим древним гигантам.
Наш праздник мы отметили без алкоголя, без ресторанов и свечей, без постели из роз, но в той атмосфере романтики, о которой поётся в старых советских песнях. В обнимку, покрываясь мурашками от пронизывающего ветра и холода с одной стороны и подгорая от яркого, весело пляшущего костра с другой, мы пели песни и вспоминали забавные истории, которые случались с нами в других походах. И этот поход станет еще одной историей, которой мне хочется поделиться с вами.
Обычно в любой поход, в какой бы мы ни собирались, выезжать планировалось рано утром. Но всегда происходят какие-то форс-мажорные ситуации, то понос, то золотуха, то трубу прорвало, то еще что-нибудь обязательно случается. Но выезжали всё равно стабильно. Утром. В этот раз получилось немного иначе. Выезд изначально запланировали поздний, в 11 утра. Потом перенесли на час. А выехали только часа в 2 дня. Ждали, когда приедет Вася со своего концерта, он у нас танцор и самый молодой в нашей ненормальной группе. Собрались, уложили все рюкзаки и палатки, заняли места в микроавтобусе и поехали.
Когда договаривались о походе, решили, что заброска до базового лагеря будет на тракторе. Потому что идти с рюкзаками на плечах и с 10-и килограммовой палаткой подмышкой как-то совсем не комильфо. Сказано - сделано… наивно думали мы. Несколько часов в пути и мы прибыли в Горный Алтай, а потом и в Урлу Аспак, от которого планировалась «тракторная» прогулка. Урлу Аспак это такая деревня-деревня, там ходят коровы, стада овец, свиньи с огромными выводками поросят, а еще очень много лошадей! Они такие, такие… красавчики! Домишки стоят деревянные, по большей части покосившиеся, посреди деревни течет чистейшая горная река. Такая красота! И воздух свежий. Ну и население, вы сами понимаете. Тем более праздник, а кто празднику рад, тот за неделю пьян. Тракторист тоже пьян. И второй, и третий, а вот четвертый трезв, но у него топлива нет, а пятому лень, а шестой решил, что не проедет. В общем, сказали бедным туристам «идите лесом».
А время уже часов семь вечера, а в горах темнеет резко. Вот идешь, еще светло и птички чирикают, сделал еще шагов двадцать, а вокруг уже и не видно ничего. Но мы-то дорогу знаем, не впервой же идем. Пошли. Нам предстояло пройти километров 10, всё бы ничего, если бы не перевал. Да и вообще в горы же поднимаемся, значит, всё время приходится карабкаться вверх. Никто не жаловался, не ныл и не гундел, что очень радует. Водрузили рюкзаки на плечи и пошли. Дошли до маральника и тут стемнело. Вообще-то темнота это не страшно. Мы же в пещеру собрались, фонарей с собой набрали по несколько комплектов, нет, чтобы купить 1 хороший petzl и не мучиться, а еще батареек штук по 9 на каждый фонарь. Нацепили налобники и снова двинулись в путь. Шли-шли, а потом решили, что куда-то не туда свернули, надо было правее брать, а тропы то не видно, темно ведь. Решили не возвращаться, а срезать и пройти через какие-то дремучие заросли. Продирались через них, а меня всё мысль не покидала, где же тут избушка Бабы Яги, ведь по-любому она в такой чащобе живет.
Ладно бы просто заросли, а то еще не покидало ощущение, что мы перевал как-то сбоку проходим, потому что очень круто вверх карабкались… пока не заблудились. Я впервые в жизни заблудилась в лесу, да еще и ночью! Решили найти ручей и развести костер, который был бы такой базовой точкой, которую видно издалека. Мальчики разбились по парам и пошли искать тропу, хотя бы отдаленно напоминающую ту, что нужна нам. Пока часть группы искала дорогу, другая часть грелась у костра и строила предположения о том, что плутать в общем-то не стоит, что можно достать спальники и заночевать прямо тут на месте, а с рассветом двинуться дальше. И вообще всех так разморило, все согрелись и расслабились, что двигаться дальше не возникало никакого желания. Но мальчики вернулись с новостью о том, что нашли нужную дорогу. Эх, делать нечего, пришлось собираться и топать дальше.
Надежды на то, что перевал мы прошли не оправдались. Пришлось еще раз идти на крутой подъем. Но то ли мы не устали, то ли хотели поскорее оказаться в лагере, но через перевал мы перешли достаточно быстро и практически не останавливаясь, что для меня было удивительно, потому что я хорошо помню прошлый раз, когда остановки были через каждые 10-15 метров. Так мы добрались до места стоянки, встретили Йорика (чей-то огромный выбеленный временем череп) и скорее скинули рюкзаки. И снова кто-то ставил палатки, расстилал карематы и доставал спальники, а кто-то разводил костер, делал бутерброды и кипятил чай. Перекусили как-то совсем по-быстрому и легли спать, решив, что в пещеру пойдем завтра.
Как здорово просыпаться от первых лучей солнца! Ну ладно, совсем даже не от первых, но всё равно от того, что солнце светит прямо в глаз, и наплевать ему, что ты вообще-то в палатке. А еще птички так громко, звонко и весело поют по утрам! В общем, хочу просыпаться только так, а не под раздражающие электронные звуки будильника. За завтраком решали как разделить нашу компанию для похода в пещеру. Решили, что провешивать веревки пойдут те, кто уже был в Тут-Куше, а за ними, часа через 2-3 пойдут остальные. Мы с Ви попали в первую группу. Нацепили свои новые рыжие спелео комбезы, одели беседки, причем по глупости сразу затянули их как положено, навесили железо и отправились в путь до пещеры. Идти было неудобно, беседки ведь затянуты по самое не могу. Дошли быстро, но было очень жарко из-за того, что оделись как на зимовку. Но это, кстати, тоже не зря, ведь в пещере-то всего +3 градуса.
Пришли на место и вот уже виден разлом и огромные острые камни уходят вглубь земли и теряются где-то внизу в темноте. Туда нам и предстоит спускаться. Входной колодец пещеры в глубину примерно 18 метров. У меня всегда возникает какое-то непонятное волнение, когда я стою у входа в Тут-Куш. Вроде знаю чего ожидать, верю железу и веревкам, уверена в своих силах, и всё равно немножечко трушу. Подходишь к разлому, встегиваешь свою видавшую виды восьмерку, берешь в руки веревку и прежде чем начать спуск, зависаешь на несколько секунд, чтобы поздороваться с пещерой, попросить ее впустить тебя и отпустить обратно. Разговоры с пещерой это не пьяный бред, к слову, в пещеру пьяными не ходят, и с похмелья тоже. Даже у самого входа становится понятно, что перед тобой не просто груда камней, что твоим глазам открывается самый настоящий древний гигант, которому несколько миллионов лет, у которого свой характер, и которого ни в коем случае нельзя обидеть. Потому что рядом с пещерой ты никто, один только вид этой громадины заставляет почувствовать себя ничтожной песчинкой.
Поздоровался и можно начинать спуск. Как только поверхность земли скрывается с глаз, ты чувствуешь, что оказался в полной власти пещеры и почему-то начинаешь верить ей, и идешь с полной уверенностью, что ты не навредишь ей, а она не тронет тебя. Описывать красоты я не стану, потому что слов будет недостаточно, это надо просто видеть и чувствовать. Скажу только, что просто гулять по пещере не получится, всё время приходится через что-то перелазить, куда-то лезть, за что-то цепляться и подтягиваться и даже ползти по-пластунски. Такая тебе полоса препятствий. Зато сталактиты и сталагмиты, которые есть в этой пещере, стоят таких усилий. Встречаются целые стены с наростами, напоминающими коралловый риф, есть молочная горка - это огромные камни, покрытые белым наростом, на которые можно садиться и ехать, как с горки. Есть орган, на котором мы играли карабином. Никак не могли оторваться и зависли у него надолго. Думали, что застанем подземное озеро, но оно снова ушло. Жаль, что мы его не увидели. А еще есть нарост в виде пасти, его называют акуленком. И пасть дракона тоже есть и вообще не хватает только реальных сказочных персонажей. Тех же драконов, чахнущих над сокровищами и гномов. Зато в пещере много летучих мышей. И, говорят, Тут-Куш единственная пещера, в которой живет колония летучих мышей альбиносов. Мы их видели. Они такие милашки, но беспокойные от света наших фонариков.
Облазили пещеру вдоль и поперек, вымазались в глине, и даже пришлось ползти метров 10 по жиже из глины, хорошенько разбавленной водой. По комбезам уже нельзя было определить какого они цвета и вообще мы напоминали хрюшек, которые дорвались до вожделенной грязи. Но для нас то грязь не была такой уж желанной, просто обойти ее никак не удалось, пришлось ползти. Я не помню то ли 22 метра, то ли 42… там от пола до потолка сантиметров 40. Это место называется шкуродером, и если у вас есть хоть малейшие признаки клаустрофобии, то лучше туда не соваться, потому что запаниковать можно только так, а потом застрять. У нас никто не застрял, да и вообще сходили замечательно. На втором дне пещеры решили попить чаю и перекусить. Орехи, которые мы брали с собой, залило водой и глиной. Ну и что, решили мы. Подумаешь, поскрипит на зубах. Чай тоже был с глиной и сгущенкой. Перекусили в общем.
Выходили из пещеры достаточно бодро, но зато на обратном пути я зачерпнула рукавом и набрала в резиновые сапоги той самой глиняной жижи. Стало холодно и мокро. Вообще-то так на самом деле я была на все 200% уверена, что внутри я сухая. В очередной раз убедилась, что нельзя быть настолько уверенной ни в чем. Из пещеры мы вылезли часа в 2 или в 3 ночи. Пока ждали, когда вылезет вторая группа успели замерзнуть так, что зуб на зуб не попадал. На поверхности температура была еще ниже, чем в пещере, а мы были мокрые, уставшие и ленивые, поэтому не двигались. Обратно до лагеря неслись практически бегом и всё равно не согрелись.
Пока мальчики разводили костер, девочки переодевались. Это надо было видеть. Трясущимися руками стягивали с дрожащего от холода тела тяжелые, грязные и очень мокрые комбезы, химзы и гидражки (у кого что было). Ладно комбез промок, но у меня мокрыми оказались штаны и колготки, а на трусиках обнаружилась глина. Но самое веселое это ноги. Они были покрыты ровным слоем рыжей глины. До ледяного ручья бежать мне было как-то лениво, поэтому в ход пошли влажные салфетки. С горем пополам глину удалось равномерно размазать по конечностям. Но тут обнаружились ссадины и вообще ноги оказались синими. Не от холода. Просто мои ноги от колена и ниже это один сплошной синяк. Такой, знаете, сине-зелено-желто-фиолетовый. Зрелище не для слабонервных. Поэтому мне была прописана «Бадяга» и воздержание от мини-юбок.
Втряхнула себя в старые драные джинсы, футболку, сверху тельняшку и куртку, воняющую средством от клещей, и бегом побежала к костру, греть свои старые потрепанные косточки. Помогло это мало. Я замерзла настолько, что лежа в спальнике, рассчитанном на комфортную температуру в -20 градусов, не могла согреться несколько часов, хотя на улице было примерно +2 или +1. А еще с Ви приключилась беда в пещере. Он пошел туда в линзах и на очередном грязном участке ему в глаз прилетел кусок мокрой глины. Руки очень грязные, в глаз ими не залезешь, проморгаться тоже не получилось, глина залезла под линзу. Естественно, что это очень больно и глаз открыть не получается, да еще и второй сам закрыться так и норовит. Ви уже решил, что он рояль. Такой новый, красивый, лакированный белый рояль, который надо поднять на 9 этаж, так чтобы он остался таким же красивым, целым и настроенным. Но молодец, даже с такой травмой выбрался сам, прошел через все учкудуки, колокол, входной колодец и т.д.
Пришли в лагерь, помыли руки, переоделись, а он линзу снять не может. Глина же липкая. Линза приклеилась, а глаз то так и болит. Несколько часов он мучил свой бедный глаз, и решил, что попробует еще завтра, что за ночь глаз немножко отдохнет, или хотя бы может станет не таким красным и там хоть что-то можно будет увидеть. Но не тут то было. Попробуй усни, если глаз очень сильно болит, от раздражения катятся слезы и начинается насморк. Ви не спал почти всю ночь и я вместе с ним. Утром с горем пополам линза была извлечена. Она была вся в глиняных разводах и порванная посередине. А глаз весь красный и продолжал болеть. Поэтому мы решили поторопиться и побыстрее собраться домой.
Свернули палатки, собрали рюкзаки, почистили железо и пошли в Урлу Аспак. Обратно идти всегда легче, а тут еще и всё время с горки. Практически добежали с рюкзаками до микроавтобуса. По пути я чуть не лишилась резиновых сапог. Местами попадается такая грязища! Кажется, что колея от трактора, наступаешь туда и проваливаешься в вязкую жижу по колено. А на тебе же еще рюкзак, так что выбираться достаточно сложно. Но где наша не пропадала. Выбрались. И я почему-то захотела яблок. Не просто захотела, а прям ЗАХОТЕЛА. Пришлось топать до местного магазина, в котором из всего возможного ассортимента фруктов были только яблоки. Мне повезло. По дороге мы ели яблоки, запивали их пивом, пели песни и очень часто слышали фразу «вот потому я и не женюсь». А дома оказались ночью. Сил хватило только на то, чтобы доползти до кровати, больше ничего не помню. Глину с себя смывали уже следующим утром.
Отдельное спасибо
den_lenin и
mizhko_lena за то, что приютили Пивза на время нашего отсутствия. Если бы не эти люди, героически сносящие укусы нашего зверя, поездку пришлось бы отменить. Спасибо вам, ребята!
P.S. Фоток очень мало, но они обязательно будут, только чуть-чуть попозже.