Стефан Цвейг «
Стендаль», «
Диккенс», «
Мария Стюарт»
Серия блестящих психологических портретов «замечательных людей» - исторических лиц и деятелей искусства. Автор обладает великолепным чувством времени и отменно владеет фактологическим материалом. Чуткий глаз психолога проникает сквозь покровы внешних проявлений личности и являет миру внутренние позывы и метания души героя. Но при этом автор не пускается в заумные построения и не предлагает «очевидных выводов», его рассуждения чётки и логичны. Выразительный, лёгкий и ёмкий язык способствуют прочтению книг на одном дыхании.
Надо будет ещё прочитать «Достоевского» из этой же серии. Может это поможет понять, как следует читать книги этого классика.
Диакон Андрей Кураев «
"Мастер и Маргарита": За Христа или против?»
* Нетрадиционное видение романа обосновывает в своей работе профессор Московской Духовной Академии, основываясь на литературоведческом анализе романа и других источников, свидетельствующих об отношении Булгакова к вере. По мнению автора Михаил Афанасьевич написал карикатуру на общество, в котором место разрушенной советской властью церкви заняла бесовщина. Только в таком обществе, утверждает диакон, возможно появление «Евангилия от Воланда», рассказа о сошествии на землю Сына Божия в том виде, в котором он изложен в пилатовых главах романа: в обществе, где это деяние Господне стремятся представить лишь как литературный артефакт и тем самым полностью искоренить веру и духовность. Такое прочтение Библии противно и самому Булгакову, о чем свидетельствуют многочисленные попытки избавиться от рукописи романа.
Некоторые построения автора кажутся мне, человеку нерелигиозному, несколько наивными, притянутыми за уши, не могущими быть обоснованными без привлечения множества постулатов, основанных лишь на личной вере, а не на универсальных фактах. Однако поскольку автор, исключительно умный и разносторонне образованный человек, не относится к «истерично верующему контингенту», его рассуждения остаются чрезвычайно интересными.
Вывод: хорошие книги надо перечитывать внимательно, находя место в общей картине для каждой фразы, какой бы банальной и малозначительной она ни казалась. Сколько интересных деталей ускользнуло от моего внимания: аллюзии на «Фауста», привязки во времени разрушения храма Христа-Спасителя,... И ещё: как же я, оказывается, плохо знаю Москву.
Eurocon 2008 «
Убить чужого», «
Спасти чужого»
Давненько я не брал в руки сборники русских фантастических рассказов. А ведь форма фантастического рассказа с давних времён остаётся самой привлекательной для меня: классики жанра умудрялись на паре десятков страниц сконцентрировать такое количество саспенса, оригинальных идей и интригующих поворотов сюжета, что не снилось никаким писателям-миллионщикам (по количеству выдаваемых знаков в год) в их талмудах.
Но такого говна как эти два тома я не припомню. Тенденция наметилась еще по ранним выпускам сборника «Фантастика - 200x», где попадались произведения вообще непонятно как прошедшие редакторскую читку. Толи я вышел из возраста «перестрелок на бластерах», толи какая-то в державе датской гниль.
Искренне порадовали только две повести из второго тома: «Гамлет на дне»
Леонида Каганова и «Слабое звено» Олега Дивова. Lleo со своим неподражаемым чувством юмора рассказывает историю о мире, где роботам вручают медали за трудовые достижения и героизм (sic!). Но в том же мире роботы подвержены психическим заболеваниями: они «съезжают с катушек» (наверно, натурально с катушек индуктивности ;-), обретая человеческую извращённую логику вместо строгой математической. История бедствий одного из кибернетических героев, утратившего и лишь благодаря вмешательству «мистических сил» вновь обретшего стройность мысли и стала сюжетом небольшой повести.
Олег Дивов рассуждает о сложностях интеграции уникальных людей, прирождённых талантов в общество, где обычные люди лезут из кожи вон для достижения аналогичных результатов. Ситуация усугубляется ещё и тем, что в качестве антуража для повести выбрана чрезвычайно регламентированная среда, ни в коей мере не способствующая проявлению индивидуальности - армия. Фантастическими в повести ощущаются лишь отношения в воинской части, где командиры хоть и крепки на слово, но ни в коей мере не ущемляют человеческого достоинства подчинённых. Замените автоматические штурмовики, на ткацкие станки с ЧПУ или на прокатный стан и получите добротный «производственный роман». В своё время «
Выбраковка» того же автора произвела у меня в мозгу эффект разорвавшейся бомбы. А затем я проглотил пару его «космических опер» и заскучал. Надо будет всё-таки изучить повнимательнее творчество Дивова.
Стоит отметить ещё пару достойных рассказов Алексея Пехова «Лённарт из Гренграса» и Вадима Панова «Четвёртый сын». Вместе они составляют повествование об одном и том же событии, рассказанное двумя героями, находящимися по разные стороны баррикад. К сожалению выстроенный авторами фентезийный мир, основанный на скандинавской мифологии, совершенно не зацепил меня.