Cравнение новых глиняных масс

Mar 08, 2017 15:06

Когда начинаешь работать с новой глиной - хочется понять как она себя ведёт, интересно что с ней будет при формовке, сушке, при обжиге, как она дружит с разными глазурями.

Сейчас у меня в руках сразу несколько масс, и я воспользовался случаем чтобы провести с ними "опыты" одновременно и заодно сравнить. Надеюсь всем керамистам будет любопытно )

Попались мне в руки эти две массы фирмы Georg & Schneider (G&S), марки "Creaton", и чтобы "не вставать два раза" я добавил к ним практически отечественную (хотя формально всё же украинскую) массу МКФ-1 (её упаковка без фото, сорри). Характеристики масс в цифрах я дам в конце этой статьи.





NB Здесь и далее в первой (самой левой) колонке я буду размещать фото массы Creaton-254, во второй колонке Creaton-354, а в третьей (самой правой) МКФ

I
Что можно сказать об упаковке:
- плотная, почти герметичная упаковка фирмы G&S очень удобна, так как в массу не попадают случайный мусор
- упаковка по 10 кг у G&S намного удобнее частному мастеру или увлечённому любителю-керамисту, так как 27 кг упаковки донецкой глины не всякая девушка сможет переносить с места на место
- при этом у G&S упаковка не является мешком, поэтому после вскрытия надо сразу озаботиться в какой мешок переложить остатки, если использован не весь объём, славянская масса всё же поставляется в мешке, что практичнее

II
Сначала массу я перебил, и тут есть что заметить и сказать:
- после отлёживания массы G&S отвердевают, вы открываете упаковку - а масса как брусок дерева, вы начинаете её перебивать, а она и не ломается и не сгибается. Тут надо продолжать мять. Тугость в массе G&S это следствие замешанного в них дефлокулянта. Это явление не надо путать с высыханием, при высыхании масса начинается ломаться на комья и крошиться на сгибе. Если сил мять нет - надо поднимать и ронять весь брусок массы на рабочий стол так чтобы он падал на свой угол, после 4-6 таких ранений пластичность в массе повышается и вы дальше сможете перебить её уже руками привычным способом.
Дефлокулянт обычно замешивают в шликер и его цель там делать шликер жидким при использовании меньшего количества воды. Цель дефлокулянта в пластичной массе та же - уменьшить количество воды в массе, нарушить структурированность массы, а так же добиться более равномерного распределения добавок. И - что важно и производителю и нам - улучшить качество складского хранения: с этой добавкой масса высыхает медленнее и если и высыхает то однороднее.
Наличие этой добавки даёт плюсы, но так же даёт и эффекты которые надо будет учесть в работе, мы увидим их ниже.
- на массах G&S сверху иногда заметна маслянистая плёнка, это опять-таки это просто признак наличия в массе дефлокулянта
- у донецкой глины никаких дефлокулянтов нет, поэтому если она тугая и сухая, то значит она однозначно высохла ("доктор сказал в морг значит в морг"(с) ), хотя и здесь можно упростить свою жизнь - если массы немного, и высохла она не досуха а только стала слишком тугой для перебивки, то можно разрезать её на пласты по 3 см толщиной и проложить мокрыми тряпками, потом завернуть в полиэтиленовый мешок и оставить на 2-3 часа. Глина втянет воду из тряпок и вы сможете её
перебить обычным способом. А размокает донецкая глина хорошо.
- что случается с донецкой массой, да и с любой массой без дефлокулянта при слёживании видно на этой фотке - на разрезе видно как неравномерно распределяется влажность и видно что слой внутри и слой снаружи разные по влажности (на первом этапе "корка" становится более влажной, на втором этапе высыхания - наоборот, она становится суше чем ядро):




III
Посмотреть что будет со свежеперебитой массой на разрез струной - это следующий этап.
Лично я часто в творческих проектах использую приём "отрезать и оставить как есть".


Что видно по разрезу:
- на массах G&S разрез идёт абсолютно ровно
- на массе МКФ струна оставила раскрытую текстуру от замешанного шамота

IV
Теперь раскатаем массу через тряпочку, и после раскатывания слегка пройдём по поверхности шпателем чтобы убрать отпечатавшуюся текстуру ткани:


Видно что массы раскатываются с небольшим отличием:
- на массах G&S поверхность блика к идеально ровной, текстуры не осталось, когда ведёшь шпателем (или губкой) по поверхности таких масс у которых повышенная упругость поверхности (аз-за дефлокулянта) то видно как они пружинят под инструментов. Такие массы удобно крутить.
- на массе отечественной, видно как остались вмятины от текстуры ткани, которые так и не сгладились от обработки шпателем, при этом на текстуре не видно следов шамота, хотя он там крупный. Но шамот проступит как только вы захотите эту поверхность доработать обтачиванием или замыть губкой.
СМ пример на ФОТО ниже:

Это и не хорошо и не плохо, это просто свойство конкретных масс. Как по мне так при создании текстурированной поверхности лучше использовать массы обычные. Так же это лучше если потом поверхность надо будет текстурировать способом "рвать и отдирать" ))

V
Дальше я слепил и высушил из массы "тарелочку" и шар - шар при этом полнотелый.
Лепил их самым "детским" способом - быстро и неравномерно, именно это даёт возможность проверить их качества при сушке.



- На средней фотографии отечественной массы видно что она больше липнет к рукам, в остальном их свойства при обработке были одинаковыми.
- Сушил я их так же без всяких дополнительных предостережений - просто стояли на полке. Видно, что ни одна из деталей не треснула.

VI
Полезный вид проверки - накатать и налепить из массы "колбасок". Это вообще мой любимый способ создания керамических букв и текстов, круче этого только клинопись ) тест заключается в том что буквы я прикреплял сразу посрле формирования как есть, без дополнительных "танцев с бубнами", то есть без использования насечек и шликера, и если масса такой тест проходит то в дальнейшем это значительно облегчает художественную работу с ней.


В итоге:
- тут мы видим два свойства: на сгибах видно растрескивается ли масса, и тут видно насколько крепко масс прилипает без дополнительных "плясок с бубнами"
- пока масса стояла влажной и после сушки все детали остались на месте, посмотрим что будет после обжига.

VII
Попробует оттиснуть что-то на массах (дальше эти платки станут частью вот этого фартука (см. по ссылке) :


Оттиски и на массе G&S и на нашей получаются одинаково, крупный шамот никак не сказался на оттисках.

VIII
И вот прошёл глазурный обжиг:


Что видно:
- ни одна из масс не треснула
- дальнейшее использование этих масс показало что все массы G&S действительно устойчивы к трещинам, а так же хорошо хранят плоские формы, это следствие того что в них из-за дефлокулянта мало воды и не складывается структуры при сушке. А вот массы из Донецка при изготовлении плоских слабов ведёт достаточно сильно даже если использовать специальные меры предосторожности на всех этапах при формовке, сушке, и обжиге. Крутить её так же неудобно из-за крупного шамота.

СМ ФОТО СЛАБА из МКФ поведённого после обжига

IX
Формы после глазурного обжига:



Что имеем:
- На первой фото видно "ореол" вокруг белой глазури, это обычно для масс с дефлокулянтом.
- На второй фото видно как проступили чёрные точки сквозь глазурь. Это очень характерный и никак не убираемый признак донецких масс.
- На третьей фото я взял брусок отрезанный от неперемешанного бруска. Видно как на нём выступают высолы. Лично я их люблю, у этой массы они иногда бывают золотисто-желтоватых оттенков, что очень "антично". При этом если массу перемешать - то высолов никаких не будет.

X
А вот и буквы после бисквитного бжига:

о

- Несколько букв из красножгущейся массы 354 отвалились, позже при работе с этими массами я обнаружил что массы с дефлокулянтом гораздо хуже "клеятся"друг к другу и единственный способ их надёжно соединить - это на шликер через специально текстурированную засечками поверхность с помощью шликера.
- А вот массы из МКФ отлично соединяются без специальных мер если в них просто осталось достаточно влаги, то есть если они просто свежесформированные.

XI
Дополнительно
- Можно отметить что по характеристикам масс видно что у G&S широкий диапазон обжига, практически все глазури средне и высоко- жгущиеся можно применять на этой массе.
- От высоты обжига зависит только оттенок черепка (общее правило и беложгущихся и красножгущихся масс - чем выше обжиг - тем темнее черепок). Если у 254 это не слишком критично, то у 354 массы оттенок меняется значительною
- Так же чем выше обжигать, то тем ниже будет пористость (соответственно влаговпитываемость и прочность), здесь у этой донецкой глины есть свои особенности - из-за крупного шамота она при любой высоте обжига будет очень пористой, у немецких же масс при максимальном обжиге у производителя завялена пористость как у фарфора - 1%.





ВЫВОДЫ:
Я думаю, выводы каждый сделает для себя сам. Ведь я описывал свойства масс, а не ставил им оценки. И для каждого случая свои свойства будут или удобными или неудобными. Важно их знать и использовать.

СПРАВКА: ХАРАКТЕРИСТИКИ масс

1-я колонка в фото - G&S Creaton 254 беложгущаяся
  • Процент и размер шамота  0-0,2 мм (25%)
  • Предел прочности в сухом состоянии, МПа, не менее
  • Общая усадка 7 %
  • Водопоглощение (при 1240°С) 1%
  • Рекомендуемая температура обжига, 1000-1280°С
2-я колонка в фото - G&S Creaton 354 красножгущаяся
  • Процент и размер шамота  0-0,2 мм (25%)
  • Предел прочности в сухом состоянии, МПа, не менее
  • Общая усадка 7 %
  • Водопоглощение (при 1200°С) 1%
  • Рекомендуемая температура обжига, 900-1200°С

3-я колонка в фото - МКФ-1 беложгущаяся
  • Процент шамота  %, размер шамота   мм
  • Предел прочности в сухом состоянии, МПа, не менее 5
  • Общая усадка, 14%, не более 15,0
  • Водопоглощение (при 1250°С), 12%
  • Рекомендуемая температура обжига, °С 1170-1250
Так же выражаю БЛАГОДАРНОСТЬ компании Сeramica Store за предоставленные для экспериментов массы!
---
автор: Сергей Волчук,
ведущий керамист MoshkoffStudios.com
пишите на e-mail

плитка ручной формовки, современая керамика, керамика, керамическая плитка ручной работы, ceramics, tiles, hand made tiles, плитка, архитектурная керамика, архитектурная плитка, архитектура

Previous post Next post
Up