"Сетевой" клоун
поливает говном "таврию", а заодно и разработавших её "тупых" "коммунаровцев". Кое-что он критикует по делу, но большая часть написанного - дичайший бред, который невозможно читать без улыбки. Самое смешное в статье - рассуждения дурачка о дизайне, в котором он разбирается как свинья в апельсинах.
Стекла в дверях Фиесты, как можно заметить на фотографии, из двух частей - передний неподвижный "треугольничек" с тоненькой стойкой, и опускающаяся задняя прямоугольная часть. Сделано так с умыслом: относительно узкая задняя часть легко ходит в направляющих, не заклинивая и не сильно нагружая руку водителя при подъеме, а передний "треугольничек" позволяет довести стекло до самого уголка двери - вместо большого пластмассового черного "бельма" напротив зеркала у Таврии. Соответственно лучше обзор. Да и стекла меньшего размера дешевле - как сами по себе, так и при ремонте (кстати, все стекла и на Фиесте Mk1, и на Таврии стоят в старомодных "резинках" - по сравнению с современными иномарками со вклеенными стеклами их намного легче менять). "Таврию" клоун сравнивает с объектом фапа - Ford Fiesta первого поколения, но, как нетрудно заметить, он не знает ни историю создания совкового переднеприводника, ни историю создания "американца", а о тенденциях автомобильной моды 80-х вообще не имеет ни малейшего представления. Чувак не в курсе, что двери с глухими форточками - это наследие 70-х, и в 1987 году подобной архаикой мог "украсить" автомобиль только больной на всю голову дизайнер (особый случай - кабриолеты). В 89-м и "фиеста" обзавелась бесфорточными дверями, однако "фордовские" "бельма" иксперд предпочёл не заметить.
Ранние прототипы "таврии" имели форточные двери
Ford Fiesta третьего поколения (1988) с "бельмами"
При взгляде сбоку заметен и другой недостаток дизайна Таврии - короткая задняя дверь (напомню, у Фиесты она идет от бампера, то есть от пола багажника, ниже уже некуда). И дело тут не в том, что советские конструкторы решили выиграть место для задних фонарей - нет, поднятие задней перемычки связано с неумением другими способами обеспечить необходимую жесткость кузова на кручение. Аналогичная причина побудила и конструкторов ВАЗ-2108/09 прибегнуть к такому же решению, да и многие зарубежные конструкторы в 70-80-х годах жертвовали погрузочным проемом ради усиления жесткости кузова. Смотрим на картинку - из одноклассников на начало 1980-х годов проемом от бампера может похвастаться только Peugeot-104, но он намного уже и компактнее Фиесты. Фольксвагены, Хонды, Ситроены, Фиаты, Мицубиши и прочие Крайслеры-Симки нервно курят в сторонке. А решив блеснуть эрудицией, фоннат "фиесты" тут же сел в лужу. Он не понимает, насколько смешными выглядят его рассуждения о погрузочной высоте багажников. Кряжеву погрузочная высота была по барабану: разрабатывая дизайна задка, он в первую очередь думал об эффектных задних фонарях Simca-Chrysler 1307.
Ранние прототипы "таврии" тоже имели большую дверь багажника и вертикальные фонари, но впоследствии дизайнеры от них отказались, отдав предпочтение горизонтальной "симковской" оптике.
Разрабатывая же "дану", "коммунаровцы" прежде всего думали о потребительских свойствах автомобиля, поэтому они запилили большую пятую дверь и очень узкие вертикальные фонари.
Ранний прототип "даны" с узкими задними фонарями и распашными окнами. Стёкла задних дверей - глухие
Распашные боковые окна имели и некоторые предсерийные прототипы "таврии"
"Зубило", разработанное в первой половине 80-х, по жёсткости кузова обходит не только кабрики. Судя по таблице, жёсткость кузова "самары" понизилась не из-за уменьшения погрузочной высоты багажника, а из-за появления второго ряда дверей и увеличения длины заднего свеса
В серию, правда, "сарай" пошёл с другой пятой дверью, более узкой, и с другими задними фонарями (оптику и задние двери с опускаемыми стёклами для упрощённого универсала зазовцы позаимствовали у седана ЗАЗ-1103 "Таврия", который впоследствии превратился в лифтбек ЗАЗ-1103 "Славута"), но зазовские инженеры и дизайнеры тут ни при чём. Такими вопросами обычно занимается менеджмент, а его, кроме экономии средств, обычно ничего не волнует, поэтому упрощению двери багажника (клеёное стекло багажника заменили стеклом с резиновым уплотнителем) и унификации оптики удивляться не стоит.
Донор задних фонарей и задних дверей серийной "даны" - седан ЗАЗ-1103. Багажник автомобиля изначально имел небольшую погрузочную высоту
Багажники серийных ВАЗ-2115, ЗАЗ-1103 и ЗАЗ-1105 имеют небольшую погрузочную высоту. Версия о недостаточной жёсткости кузовов - полная чушь
Похожая история произошла и с тольяттинскими хэтчами ВАЗ-2113 и ВАЗ-2114. Вазовцы в целях уменьшения погрузочной высоты разработали для хэтчбеков и седана новые двери багажников, но в серию с новым задком пошла только "пятнашка", так как вазовский менеджмент решил, что полный фейслифтинг "восьмёрок" и "девяток" - дело слишком затратное (сэкономленное бабло менеджмент положил себе в карман - по-другому в криминальном Постсовке и быть не могло).
Макет ВАЗ-2113 / Серийный ВАЗ-2113
Прототип ВАЗ-2114 / Серийный ВАЗ-2114
ВАЗ-2113 и ВАЗ-2114 выпускались с чужими жопами не из-за того, что оригинальные не обеспечивали необходимую жесткость кузова. Единственной причиной такого решения была экономия средств, и это известно всем, кто хотя бы немного интересовался историей "зубила". А поклоннег "фиесты" аза в глаза не видал, поэтому и несёт всякую чушь.
В объективности его тоже нельзя заподозрить. Иксперд заявил, что зазовские дизайнеры ухудшили "фиестовский" экстерьер.
В дизайне Таврии заметна некоторая преемственность от Фиесты - но одновременно и заметно, насколько этот дизайн ухудшен адаптацией к российским технологиям и стремлением "все переделать по-своему". Посмотрите, как топорно выглядит нос Таврии с ее плоским капотом и крыльями, как дешевят задок машины опять же плоское заднее крыло и "накладная" задняя дверь. От элегантно изогнутой фиестовской нижней линии боковых стекол в Таврии не осталось и следа - в результате стекла выглядят меньше, а боковина кузова тяжелее. И уже апофеозом бездарного дизайна выглядят колесные арки Таврии - они разного размера, передняя значительно больше, чем задняя. Фиеста же демонстрирует аккуратные, будто циркулем обведенные, одинаковые арки спереди и сзади - что позволило фордовским дизайнерам пустить над ними вдоль всей боковины горизонтальную выштамповку, визуально удлиняющую машину и придающую ее формам легкость и стремительность. Сделать то же самое на Таврии нельзя - сразу начнет бросаться в глаза разница размеров колесных арок, поэтому дизайнеры завода "Коммунар" были вынуждены сделать выштамповку менее заметной и провести ее лишь до передней колесной арки - соответственно, опустив эту линию ниже. Это дополнительно огрубило боковину и придало ей тяжеловесность - но совсем без выштамповки кузов выглядит еще хуже. Ну что тут сказать? Наш иксперд не только пристрастный, но и поехавший. Во-первых, в серийной "таврии" "фордовских" генов почти нет, а, во-вторых, Ford Fiesta первого поколения - один из самых скучных и банальных автомобилей в мире, и его внешность невозможно ухудшить в принципе. "Фиеста" сливает "таврии" по всем статьям, и не видит это только слепой. Какая "элегантная линия стёкол"? Какие "лёгкость и стремительность"? Элегантна и стремительна как раз "таврия", потому что Кряжев и его коллеги умели в пропорции, в отличие от "фордовских" дезигнеров. Кроме того, они отказались от элегантной убогой "фиестовской" линии окон, сделав её прямой, что дополнительно подчеркнуло стремительность автомобиля.
Стремительность из "фиесты" так и прёт
А что касается разных колесных арок машины, то это как раз плюс, а не минус, потому что одинаковые круглые арки рисуют только бездари (к этой категории, к слову, относятся почти все современные дизайнеры), которые не могут придумать ничего интересного.
"Разные арки - апофеоз бездарного дизайна", бгг
Современная "циркульная" инкубаторщина. Есть на что посмотреть))
Горизонтальная "фиестовская" выштамповка от края до края, которой восхищается клоун, - это вообще вершина идиотизма. Длинные выштамповки под окнами, выполняющие роль молдингов, идут только седанам и "сараям", а на хэтчбеках они смотрятся как на корове седло (единственным исключением является классическая "нива").
По дискам "таврии" чувак тоже прошёлся.
и безумной конструкции диски колес (которые гнутся на каждом серьезном ухабе) Да никто не спорит: "таврические" диски - редкостное говнище. Но завод-то тут при чём? Эту чудовищную архаику, доставшуюся в наследство от самых первых прототипов переднеприводника (имею в виду прототипы с "фордовским" кузовом), "коммунаровцы" устанавливали вынужденно. Ну не дали им бабла на другое, хотя другое в наличии имелось. На "таврию" зазовцы изначально планировали устанавливать стильные концептуальные диски, а на "запоры" - "жигулёвские", однако начальство остудило их пыл, заявив, что денег на всё это нет.
"Запор" с "жигулёвскими" дисками
Прототипы "таврии" с концептуальными дисками
Оригинальный файл
"Таврия" с "жигулёвскими" дисками
Это вполне обычная для Совка ситуация. Упомянутые выше упрощённая пятая дверь ЗАЗ-1105 и чужие жопы ВАЗ-2113 и ВАЗ-2114 - из этой же самой серии. А можно ещё вспомнить "Иж-2126", который в серию пошёл совсем не таким, каким задумывался, из-за того, что "Ижмашу" не дали денег на производство оригинальной головной оптики. Дизайнеры по приказу сверху приколхозили к машине чужую, но одними лишь фарами дело не ограничилось. Вслед за ними исчезли оригинальные бамперы, фальшрадиаторная решетка, задние фонари и чёрные оконные рамки.
"Иж-2126": ожидание и реальность
Но вернёмся к "таврии". Концептуальные диски - это далеко не единственный элемент оригинального экстерьера, от которого отказались по экономическим соображениям. Менеджмент также зарезал чёрные оконные рамки (у чёрных машин рамки окрашивались в красный цвет), клеёное салонное зеркало заднего вида, имитирующие молдинги контрастные боковые полосы, окрашенные в цвет кузова бамперы, серые бамперы и двойную контрастную полосу на облицовке радиатора. "Экономика должна быть экономной", ага.
Контрастные оконные рамки
Двойная полоса на облицовке радиатора
Контрастные боковые полосы
Клеёное салонное зеркало заднего вида
Окрашенные в цвет кузова бамперы
Серые бамперы и пороги
"Экономвариант" контрастных оконных рамок (окрашивались только центральные стойки). Такие машины выпускались в 1987-1989 гг.
А Ford, разрабатывая Fiesta, об экономии средств думал меньше всего, и совковому клоуну это прекрасно известно.
Сразу видно - более двух миллиардов долларов на разработку Фиесты в Форде потратили не зря (это, между прочим, самая дорогая разработка за всю историю концерна). У "коммунаровцев" двух миллиардов "зелени" на разработку не было, поэтому претензии по поводу узкого конвейера надо предъявлять не им, а администрации советского концлагеря, десятилетиями кормившей чурбаньё по всему миру. Ежу понятно, что к 87-му дизайн "таврии" уже устарел, но запуск машины в серийное производство всё равно можно считать большим успехом. Хотя бы потому, что разработана она была не американцами и не европейцами, а московитскими крестьянами, которые ещё вчера не умели читать и писать. Тягаться с Западом им, понятное дело, было не под силу, а вот Китаю они вполне могли составить конкуренцию, так как потенциал имели неплохой. Но не составили: рашкованы и украшкованы очень быстро профукали все наработки, после чего вернулись к своему привычному папуасскому состоянию.
Сейчас прикручивают бамперы к иномаркам)) Иначе как позором это не назовёшь, но белые ниггеры, используемые в качестве дешёвой рабочей силы, напротив, очень довольны подобным положением дел: это же, говорят, инвестиции. Они не понимают, что инвестиции работают на чужую экономику; не понимают, что зарубежные инвесторы не занимаются благотворительностью. Одно слово - колхозники. Как и недалёкий автор статьи, не умеющий ни в историю, ни в логику, ни в дизайн.
Update
Где-то читал (ссылка не сохранилась), что эффектный жёлтый прототип "таврии" с чернёной головной оптикой, использовавшийся в рекламных съёмках, - обычный "колхоз".
Человек, хорошо знающий историю автомобиля, утверждал, что зазовцы оптику не чернили, а просто установили на фары гибридного прототипа (вертикальная "окушная" оптика + металлическая облицовка радиатора) колпаки из органического стекла. Похоже, он был прав. В сети появился фотоснимок жёлтой машины, на котором видно, что наклонные стёкла прикреплены шурупами.
Гибридный прототип без колпаков
Update 2
Продолжая тему "таврий" со светлыми бамперами. Некоторые считают, что ЗАЗ всё-таки выпускал такие машины в небольшом количестве, и в доказательство своих слов приводят фотки серийных "таврий" с бежевыми и серыми бамперами.
Вынужден разочаровать сторонников этой версии: эти бамперы просто выцвели. Изначально они были тёмными.
Кстати, таких бамперов и колпаков на Таврии никогда не было, это они выцвели от времени, в девичестве они были чёрные. Потом этим грешили ранние (и не только) ГАЗели… Update 3
Возможно, я погорячился с утверждением, что "таврии" с чёрной центральной стойкой ("экономвариант" контрастных оконных рамок) выпускались только во второй половине 80-х. Сейчас наткнулся на рекламные фото поздних "таврий" с необычными пластиковыми молдингами и без оных, на которых отчётливо видно, что центральные стойки автомобилей окрашены в чёрный цвет.
Tavria Nova с молдингами, установленными на выштамповки, нечасто, но всё-таки встречаются, а вот чёрных стоек на фейслифтинговых автомобилях я ни разу не видел. Тираж таких машин был, наверное, не очень большим.
Все изображения найдены в интернете