По основной гипотезе Лазаридиса CHG добавлялся в Степь два раза. Первый раз после 5000 года до н.э., это был еще чистый мезолитический кавказский CHG, в это время на Кавказе еще чистый мезолит, там нет ни северного неолита связанного с керамикой (хотя изредка из степи проникают в предгорья степняки с керамикой), ни южного основанного на фермерстве, поэтому связать мезолитический Кавказ с Анатолией невозможно. Второй раз после 4000 года до н.э., когда на Северный Кавказ пришли люди связанные с Ближним Востоком и принесли вначале неолит, что связано с возникновением культуры Дарквети-Мешоко (условно ее часто называют энеолитической, потому что из Степи в нее иногда попадают медные вещи), и бронзовый век с возникновением майкопской культуры. Других культур связанных с Ближнем Востоком в доямные и ямные времена на Северном Кавказе нет.
По гипотезе Лазаридиса они индоевропейские, по крайней мере одна из них. Единственным аргументом почему был второй поток в Степь из Армении у Лазаридиса заключается в том что у ямников нет WHG, а значит по его мнению анатолийский компонент не мог прийти с Балкан, впрочем, Лазаридис не может и доказать что он пришел из Армении, поскольку ни мешоковцы ни майкопцы не подходят.
Итак, его главный постулат во всей статье которому он посвятил пол статьи что было два южных потока в ямную. Первый это CHG в энеолите до Майкопа без анатолийской примеси, второй это южный из-за Кавказья через Майкоп, потому что других культур между энеолитом и майкопом не существовало, который и принес в ямную культуру анатолийскую примесь из Майкопа. Первый у него происходит после 5000 г. до н.э., второй после 4000 г. до н.э., на Кавказе ничего кроме Майкопа в это время нет.
Вся его аргументация его фрической картинки строится только на этом и отрицании того что анатолийский компонент пришел с Балкан. Все дело в том что он взял Балканы средней температуры по больнице и пишет что на Балканах было много WHG, а у ямников его нет. Но он ошибается в методике, потому что он взял среднюю температуру по больнице, особенно ориентируясь на Западных Балканцев, а среднестоговцы общались отнюдь не с абстрактными балканцами, а вели именно торговлю медью в БКМП с культурами Хаманджия-Гумельница-Караново посылая туда обширные торговые экспедиции. Культуры Хаманджия-Гумельница-Караново это были единственный источник меди для степняков (откуда и фермерское скотоводство было заимствовано), и соответственно они оттуда брали жен и там женились, там в захоронениях находят множество степняков и множество высококачественного донецкого кремния, главной торговой валютой степняков.
Это его единственный аргумент что индоевропейцы пришли из Армении причем после энеолита второй волной распространения CHG (точнее, уже иранского неолитического компонента), другого у него нет. Но вот данные из болгарских культур. видно что в Болгарии-Румынии WHG в неолите ноль или меньше 2%, но учитывая что анатолийскую примесь степняки получили в энеолите которая уже содержала халколитический Барцин_С, то видно что в энеолите в Болгарии WHG <2% или 0%, а учитывая что ямникам эта примесь досталось в пропорции 1/20-1/32, то он оказывается практически равен 0.
Восточные Балканцы с низким или отсутствующим компонентом WНG.
Дело в том что как известно вектор увеличения компонента WHG идет с Юго-Восточных Балкан на Северо-Западные Балканы, на Восточных Балканах в энеолите появляется компонент EHG.
Еще одно опровержения инсинуаций Лазаридиса о том что была некая дополнительная примесь из Майкопа в Ямную и шнуровую культуры, откуда Лазаридис делает вывод что майкопцы это индоевропейцы.
Отсутствие иранского и левантийского компонентов у ямников и ранних шнуровиков.
Наличие иранского и левантийского компонентов у майкопцев и мешоковцев.
Как видите ямники, кроме кавказских и предкавказских (калмыкских), и шнуровики не имеют дополнительной примеси IRN_Ganj_Dareh_N и Levant_PPNB которые есть у практически любых майкопцев и мешоковцев, видно что последние не могли ни на кого влиять кроме как на кавказских ямников.
Тем самым последние инсинуации Лазаридиса полностью опровергнуты. Далее мы рассмотрим майкопцев, которых Лазаридис записывает в индоевропейцы, и степных майкопцев, которых Лазаридис не замечает, поскольку их свойства совсем опровергают Лазаридиса.