Про жизнь после блокировок

Apr 19, 2018 17:33

Sputnik & Pogrom

Печатный орган многонациональной общественности журнал "Сноб" внезапно взял интервью у главного редактора "Спутника и Погрома" про жизнь после блокировок. Рекомендуем этот материал тем, кто гадает, что случается, когда за вами приходит РКН, а вы - небольшая редакция без Дурова и 500 миллионов долларов в заначке:

"В июне 2017 года, до блокировки, у «Спутника и Погрома» на сайте было 755 тысяч пользователей и свыше 1,5 миллиона просмотров страниц. В августе 2017 года, через месяц после блокировки - почти 200 тысяч пользователей и почти 700 тысяч просмотров страниц.

То есть аудитория сократилась в три с лишним раза. Правда, непонятно, сколько тут эффекта блокировки, а сколько - снижения числа публикаций из-за охватившей редакцию депрессии. К блокировке сайта также прибавилась блокировка проекта Sputnik.Social (был в стадии бета-теста как площадка для общения, запустить-анонсировать так и не успели), и еще блокировка ряда сервисов-проектов «Спутника», показавшая, что блокируют нас тотально, а не за какой-то конкретный материал.

Следует отметить, что в письмах от Роскомнадзора не содержалось требований удалить ту или иную информацию, а ресурс русских националистов «Спутник и Погром» шел в списке блокировки через запятую с проукраинскими и исламистскими ресурсами. Все указанные в уведомлении экстремистские материалы не публиковались и не могли быть опубликованы на «Спутнике и Погроме» - ну не публикуем мы экстремистских толкований Корана, не наш формат. Однако формально нас заблокировали в том числе за тексты, которых у нас никогда не было.

Сотрудники РКН явно просто скопировали пришедший к ним из ФСБ список раздражающих гэбистов ресурсов, даже не удосужившись переписать его в соответствии с требованиями закона. А того же заблокированного Sputnik.Social даже в уведомлении нет - просто закрыли и все, от хорошего настроения. Соответственно, оспаривать в суде блокировку мы не стали - тем более что «Ежедневный Журнал» в попытках оспорить блокировку дошел аж до ЕСПЧ, но Россия послала ЕЖ даже в ЕСПЧ. Если решение политическое, то суды бессильны.

Почему «Спутник и Погром» заблокировали, хотя мы собирали деньги для для ополчения (военнослужащих непризнанных ДНР и ЛНР - Прим. ред.), от нас отправлялись в ополчение добровольцы, и в целом с началом Донбасского восстания мы заняли ультрапатриотическую позицию? Думаю, как раз из-за этого. По моим наблюдениям, Путину и его команде неважно, патриот вы или агент Госдепа, важно, занимаетесь вы реальной организационной деятельностью или нет. Если вы способны собрать десятки миллионов рублей независимо от государства, то вам надо дать по кумполу, потому что сегодня ваши интересы с государством совпадают, а завтра - кто его знает. Поддерживающий Донбасс депутат Госдумы Шаргунов даже направлял в прокуратуру официальный депутатский запрос по поводу нашей блокировки. Ему ответили формальной отпиской. Такая отписка возможна, только если решение принято на самом верху, а не каким-нибудь чересчур усердным идиотом среднего звена. По этим же причинам бахнули Telegram - там пошел рост оппозиционных чатов, которые могут стать новыми центрами организации протеста. Поэтому потенциальный центр самоорганизации задушили даже несмотря на публичные возражения самого Рамзана Ахматовича Кадырова. И сейчас начали слать похожие уведомления в Facebook - думаю, его блокировку также следует ждать в обозримом будущем. «Вконтакте», к слову, всё по первому запросу органов, поэтому ждать его блокировки не стоит - стоит ждать роста количества уголовных дел, заведенных за посты в ВК.

Несмотря на трехкратное падение посещаемости, «Спутник» выстоял и продолжил работать, поскольку блокировку мы ожидали с начала работы - с 2012 года, и строили сайт вокруг платной подписной модели, предполагающей обращение не к массам, а к элитным слоям, готовым платить за премиальный контент. Идея «Крутое русское должно дорого стоить» - она одна из базовых для нас. Соответственно, когда почти вся массовая аудитория отвалилась, наши доходы снизились лишь на 10-20%. Эту разницу мы компенсировали продажами VPN. В апреле благодаря блокировке Telegram у нас по продажам VPN аншлаг, это реально заметный источник дополнительного дохода. Более того, мы ожидаем рост аудитории сайта после того, как пользователи Telegram начнут обзаводиться средствами обхода блокировок. Большое спасибо Роскомнадзору за расширение русской аудитории, имеющей доступ к нашему сайту. С нетерпением ждем блокировки Facebook и других иностранных сервисов.

В качестве меры борьбы с Роскомнадзором мы запустили подписку на наши почтовые рассылки - тексты целиком приходят в почту к пользователю, пресечь это дело без блокировки e-mail в России пока что невозможно. И из почты же возможно подписаться на наши премиум-сервисы, сразу же начав получать в ящик и платные статьи. Я крайне рекомендую всем ресурсам под угрозой блокировки смещение акцента на рассылку - мы получили очень позитивные отзывы от аудитории. С учетом того, что общее число подписчиков на платные и бесплатные рассылки приближается к 20 000 человек, считать одни только посещения сайта неправильно. Нам же не важно, где прочтет текст оплативший его читатель - в почте или на сайте. Сайт - всего лишь форма доставки контента, причем устаревшая. После игр с алгоритмами в качестве формы доставки контента устарели и соцсети. Как ни странно, но в 2018 году самой прогрессивной формой доставки вновь начинает становиться e-mail, а самой прогрессивной формой для общения - закрытые форумы.

«Бесплатные ресурсы, доступные всегда и для всех» - это неслучившееся будущее рунета. Благодаря Путину будущее у рунета будет другим: элитарным, со множеством закрытых ресурсов, с платными подписками на всё, потому что при небольшой аудитории рекламная модель смысла не имеет. Это будущее, на мой взгляд, намного интереснее".

Оригинальный материал - https://snob.ru/selected/entry/136538

политтехнологии, СиП

Previous post Next post
Up