Кауниайнен: модерн и функционализм

Jul 05, 2017 22:59

Оригинал взят у v_murza в Кауниайнен: модерн и функционализм


Вилла Валмогард, арх. Ларс Сонк (1907)

Кауниайнен (Kauniainen) - маленький автономный город-спутник Хельсинки, анклав в Эспоо, наподобие Ватикана в Риме. По-шведски он называется Гранкулла (Grankulla).


Это наименее дотационный муниципалитет Финляндии, здесь самая маленькая ставка налога и самый высокий уровень жизни в Столичном регионе Хельсинки.
Будет ли интересен рассказ об архитектуре Кауниайнена участникам сообщества
? Полагаю, что да. Город вырос из дачного поселка, существовавшего во времена Великого княжества Финляндского в начале XX в. Здесь сохранилось много образцов модерна, в том числе, деревянного, есть две малоизвестные работы Ларса Сонка (1870-1956). Кауниайнен хранит весьма интересные моменты нашей общей с Финляндией истории, да и современная финская архитектура весьма любопытна.

ВОКЗАЛ, ГОРОДСКОЙ ЦЕНТР
Первое, что вы увидите, прибыв в Кауниайнен - здание ж/д вокзала, очаровательный образец деревянного модерна.


Глядя на такие постройки сразу понимаешь, что ехал сюда не зря. Вокзал был построен в 1904-1908 гг. по проекту арх. Бруно Гранхольма. В августе 2008 г. его почти уничтожил пожар, но все было восстановлено вручную и с любовью (цена вопроса 2 млн. евро). Здание является памятником архитектуры, билеты здесь не продаются.


К югу от ж/д (слева по ходу поезда) располагается центр Кауниайнена, самая «урбанистичная» его часть.




Торговый центр

Сити Холл (Kauniaisten kaupungintalo), административный центр города. Назвать это симпатичное здание ратушей в традиционном смысле, как-то язык не поворачивается. Построено оно было в 1978 г., арх. Курт Моберг.




На здании герб Кауниайнена - Белка. В ее лапах сосновая шишка, сверху, кажется, их еще 3.



Рядом в небольшом сквере находится необычный военный мемориал (1981, ск. Хейкки Хяйвяоя).




Он посвящен памяти жертв всех войн Финляндии и предназначен для людей с ограниченными возможностями. Его название Tulen Halki (по смыслу можно перевести, как «через огонь»). Два изогнутых языка из нержавеющей стали, которые незрячие люди могут ощущать тактильно, символизируют пламя войны. Сквозь него прошли, и им были опалены ее жертвы.

Перейдем через туннель на правую сторону ж/д. Здесь ИМХО находятся самые интересные объекты. Знакомство с ними начнем с находящегося рядом с вокзалом необычного здания евангелическо-лютеранской церкви. Построена в 1983 г., арх. Кристиан Гулличсен.


Церковь великолепно вписывается в окружающий скалисто-лесной ландшафт, она была отмечена на выставке Ars Fennica 1987 г. и постоянно посещается любителями новой финской архитектуры. Остается только удивляться, насколько сильное впечатление может производить современный скандинавский функционализм.


В 200 м. от церкви (назад по ходу поезда) грунтовая дорожка, уходящая влево в гору. Она ведет к одной из главных местных достопримечательностей - вилле Валмогард (Vallmogård), которая была построена в 1907 г. по проекту классика финского национального романтизма Ларса Сонка. Ее фото в заголовке поста. Валмогард была для меня небольшим открытием, в известных списках работ Л. Сонка я ее не нашел.

ОЗЕРО ГАЛТРЯСК, ВИЛЛЫ, ИСТОРИЯ ДАЧНОГО ПОСЕЛКА
На территории Кауниайнена находится красивое лесное озеро Галтряск (Gallträsk).


История города началась именно отсюда. Когда-то рядом с озером существовал небольшой дачный поселок, относившийся к Эспоо. По виду он мало отличался от советского 6-соточного садоводства.


источник фото

В 1906 г. компания AB Grankulla выкупила эти территории под коттеджное строительство, выражаясь сегодняшним языком. Она же построила несколько первых вилл с привлечением первоклассных архитекторов. В 1920 г. разросшийся дачный поселок отделился от Эспоо, а в 1972 г. получил статус города. Виллы, с которых все и началось, теперь самые значимые его достопримечательности.
Совершим небольшую прогулку вокруг озера.
Несколько видов виллы Валмогард в дополнение к снимку в заголовке.






Здесь долгое время жил финский писатель Микаэль Либек (1864-1925). Потом здание использовалось, как культурный центр, и там до сих пор проводятся концерты, спектакли, творческие вечера. Но теперь главной площадкой является Новый павильон (Uusi Paviljonki), о нем рассказ далее.
Рядом в маленьком здании с наружной винтовой лестницей находится местный Институт музыки.






Еще одна из примечательных вилл - Юнгханс (Junghans).


Этот снимок из интернета, я немного заблудился в лабиринтах аллей и улочек и не нашел ее. Построена в 1910-х гг., неизв. арх.; с 1970 г. находится в собственности города.

Вилла Гамберга (Gahmberga), арх. Бертел Юнг, 1907. Тоже собственность города, как и вокзал, восстановлена после пожара в 2011 г.


Подобных построек тут несколько десятков. Ценителям северного модерна настоятельно рекомендуется сюда приехать, а мы приведем еще несколько снимков объектов в окрестностях озера.






Прогуливаясь тут, автор вспоминал картины своего далекого детства. Много деревянного модерна было в Репино, Комарово, Сестрорецке, да и сама атмосфера дачных пригородов Ленинграда соответствовала этому северному благолепию. Лучше про это забыть, дабы не расстраиваться. А самое удивительное в дачном Кауниайнене то, что за столетие активного строительства остался нетронутым берег озера. Вокруг него идет ухоженная грунтовая аллея, за ней лес, и ничто не напоминает о наличии десятков вилл и коттеджей. И чего-то явно не хватало в пейзаже российскому глазу для завершенности картины. Потом я понял чего: ЗАБОРОВ.


ВВЕРХ ПО УЛИЦАМ ASEMATIE, BEMBÖLENTIE
Дальнейший маршрут автора рассказа необходимо иллюстрировать картой.


Красными цифрами помечены: 1- ж/д вокзал, 2-городской центр, 3-лютеранская церковь, 4-вилла Валмогард, 5-Новый павильон, 6-городское кладбище, 7-«руины Стокманна», 8-госпиталь Kauniala

От берега озера через цепь закоулков путь лежал к Новому павильону (5). Далее, по указанным в заголовке улицам с труднопроизносимыми финскими названиями к городскому кладбищу (6) и загадочным «руинам Стокманна» (7). Конечная цель - госпиталь и Дом ветеранов Kauniala (8).

Новый павильон. Этот универсальный концертный зал был построен в 2002 г., арх. Тармо Пелтонен.


Интерьер зала (снимок из сети).


Новый павильон активно используется для проведения самых разных культмероприятий, в том числе, местными школами. Очередной безоговорочный респект финскому функционализму.


Отсюда начинается цепь спортплощадок и стадионов. Такое впечатление, что они переходят друг в друга, чередуясь со школами. Очень много детей и подростков.










ГОРОДСКОЕ КЛАДБИЩЕ, РУИНЫ СТОКМАННА
За обширным школьным городком, спрятавшимся в лесу (последнее фото), находится городское кладбище. Напротив главного входа в него мемориал Pro Patria (1942, ск. Юрьё Лиипола) и братская могила 16-ти чел., погибших в 1939-1944 гг.


У другого входа необычная деревянная скульптура птицы.


Даже на фоне ухоженных финских кладбищ сей погост выделяется особой аккуратностью и какой-то живописностью. Захоронения расположены на площади 3,1 га среди соснового леса. Соотношение финских и шведских фамилий на надгробиях примерно пополам. А в этой могиле (одно из самых старых захоронений, числится под № 2) нашли упокоение наши соотечественники: граф В.Б. Фредерикс, его дочери Эмма и Евгения, а также его зять - В.Н. Воейков.






Граф Владимир Борисович Фредерикс (1838-1927) - последний министр Императорского Двора, генерал-адъютант, один из самых близких друзей Николая II. По официальной версии он скрепил своей подписью бланк с отречением императора от престола. Кажется, это одна из многочисленных «сказок» 1917 года, о чем см. пост автора.
Владимир Николаевич Воейков (1868-1947) - генерал-майор Свиты, последний Дворцовый комендант, был женат на дочери В.Б. Фредерикса, Евгении Владимировне, бывшей фрейлине. Во время февральского переворота 1917 г. был арестован, в 1918 г. бежал в Крым, откуда перебрался в Финляндию и Швецию.


Министр Императорского Двора гр.В.Б. Фредерикс со своим зятем Дворцовым комендантом ген. В.Н. Воейковым

А еще на кладбище обитает заяц.


Он не просто забежал сюда из леса, а именно живет тут. Я 3 раза посещал кладбище и каждый раз встречал этого зайца. Но близко заяц к себе не подпускает, фотографировать его было очень сложно.

Совсем рядом с кладбищем на скалах среди хвойного леса находятся масштабный и загадочный абандончик, за подсказку которого спасибо замечательной Татьяне
lap_landia.


Местные называют его «руины Стокманна» (Stockmannin rauniot). После окончания гражданской войны и обретения Финляндией независимости это место облюбовал Франц Стокманн, сын магната Георга Стокманна (1825-1906), основателя экономического концерна. Он начал строить для себя подобие средневекового замка, но безвременно скончался в 1920 г. от гриппа-испанки. И теперь всё построенное в сложных ландшафных условиях за 2 года превратилось в живописные развалины, обрастающие мхами и папоротниками.


ГОСПИТАЛЬ KAUNIALA
В 200 м. от руин Стокманна на улице Kylpyläntie, 19 находится госпиталь и Дом ветеранов войны Kauniala. Его старые корпуса являются одной из малоизвестных работ Ларса Сонка (1910). В начале XX в. тут находился элитный курорт Бад Гранкулла (Bad Grankulla).






По окончании Второй мировой здесь были созданы реабилитационный центр для инвалидов войны и больница военной травматологии. Это, собственно, являет пример отношения страны к своим тяжело раненым защитникам; их не свозили на удалённые острова подальше от глаз начальства и прочего идущего к коммунизму населения. К 60-м гг. количество мест в центре было значительно расширено за счёт стареющих и ослабленных травмами ветеранов, пытавшихся обитать в своих домах, но потребовавших стационарного лечения. В 1970-х гг. здесь было построено несколько новых корпусов.


Санаторий Бад Гранкулла оставил весьма любопытный след в российской истории и литературе. В нем, в частности, лечился, провел последние годы жизни и скончался гр. В.Б. Фредерикс . А вот редкая фотография еще одного из его пациентов. Узнаете, кто это?


источник фото

Не буду мучить читателя, это «первая любовь русской революции» - Александр Федорович Керенский (1881-1970).
В биографии кратковременного «властителя судеб» России до сих пор остается немало белых пятен, а пребывание Керенского в Суоми, это особая и весьма интересная тема. Достоверно установлено, что в стенах Бад Гранкулла он находился не один раз и даже принимал тут в середине апреля 1917 г. делегацию финской общественности по вопросу предоставления полной независимости Финляндии.
Здесь же состоялся один любопытный диалог, вошедший в отечественную литературу. «...В десяти километрах от нас сияли синие граниты Гельсингфорса. О, Гельсингфорс, любовь моего сердца. О, небо, текущее над эспланадой и улетающее, как птица».
Об этом см. рассказ в журнале автора.

Авторские фото - конец мая 2017 г.

история, Финляндия

Previous post Next post
Up