Оригинал взят у
proofreader_z в
Мальково, церковь Рождества Христова
18 февраля 2017, здесь:
https://yandex.ru/maps/-/C6aEE8KL
После утверждения в 1800 году императором Павлом шестнадцати
"пунктов о единоверии"митрополита
Платона в Москве у
Салтыкова моста была освящена
первая в губернииединоверческая церковь.
И уже практически сразу (в первое десятилетие XIX века) "в услужении" при этом храме упомянут
среди прочих "...Коломенской округи, Гуслицкой волости...крестьянин деревни Мальково Мартын
Алексеев."
Однако, в родных краях того Мартына единоверческие приходы стали появляться не скоро,
до самой революции были редки и не многочисленны, а
Гуслицы так и оставались почти
сплошь старообрядческой землёю.
Во второй половине XIX века здесь начал активно "бороться с расколом" небезизвестный игумен
Павел Прусский, настоятель
Никольского единоверческого монастыря в Москве,
федосеевец,
в 1850-х сблизившийся с
новожёнами (новопоморцами), а в 1860-х перешедший в единоверие.
Поле деятельности открылось для Павла лишь после 1872 г., когда начальство наконец отправило
на покой его главного "конкурента по миссионерству", основателя местного новообрядческого
Гуслицкого монастыря схиигумена
Парфения, что был пострижен аж в самой
Белой Кринице,
но после перехода в
никониянство, как пишут, "возненавидел все, что было связано с древним
обрядом, даже в форме единоверия".
В конце 1873 г. Павел явился для миссионерских бесед в недавно упомянутую
деревню Авсюнино,
где уставщик мальковской окружнической
белокриницкой, моленной Андрей Степанов, уже давно
томимый "духовними исканиями", зазвал его к себе для агитации односельчан.
В результате уже в начале следующего года Степанов с двумя товарищами отправился к Павлу
на
Преображенку, присоединяться к единоверию, а потом за 14 лет склонил в это дело ещё
где-то порядка шести или восьми семей в Малькове, что повлекло за собой начале 1888 года
строительство в деревне молитвенного дома.
Этот "дом" явно строился с прицелом на последующее переосвящение его в церковь (ибо имел уже
алтарую апсиду), что и было совершено в самом конце того же 1888-го.
В священники рукоположили того самого Андрея Степанова. Прослужил он до 1916 года.
Главным спонсором в строительстве этого небольшого, но довольно складного и симпатичного здания
был широко известный здешний благотворитель
Алексей Васильевич Смирнов (1839-1915),
хозяин
Ликинской мануфактуры, построивший кроме этого ещё около дюжины храмов,
поморец, в связи с женитьбой на Татьяне Яковлевне перешедший в
Австрийское согласие,
а уже потом - в
синодальную церковь.
Говорят, в новопостроенный храм поместили среди прочего и "несколько крупных икон", изъятых
нашей доблестной полицией при разграблении "несанкционированно устроенной" старообрядческой
моленной в расположенной неподалёку деревне Селиваниха.
А уже на следуюший году "в ночь под Рождество" церковь сия полностью сгорела.
После пожара, только в 1893 или 1895 году при содействии всё того же Смирнова удалось возвести
этот первый в Гуслицах единоверческий каменный храм, дошедший до нашего времени.
Квадратный четверик с притвором и полукруглой апсидой. Планировалась и шатровая колокольня,
которую мечтали впоследствии соединить с храмом трапезной, но всё то так и осталось в планах
"за недостатком средств".
Автором был выдающийся и как-то уж очень рано и не благодарно забытый архитектор (точнее
гражданский инженер)
Владислав Осипович Грудзин (1824-1901), построивший великое множество
православных храмов, некоторые даже считают, что "по числу работ в Подмосковье Грудзин,
пожалуй, не имел себе равных среди современников".
Хотя сам он был католик, происходил из польско-литовской шляхты и по настоящему звался
Владислав Адам Иосифович Грудзина. Обрусить своё наименование ему пришлось при
поступлении в петербургский
Лесной и межевой институт (1842).
Здание отличают очень аккуратная лицевая тычковая кладка и весьма скупой декор.
Плоские лопатки свободно перетекают во фриз с
язычками, образуя на плоскости фасадов ниши,
занятые прямоугольными окнами с характерными для того времени клинчатыми перемычками,
прямыми снизу и скруглёнными сверху.
По фризу пущен полувал на чуть заметной полочке, а по карнизу несложного профиля - ряд мелких
зубчиков в один тычёк. Вот фактически и весь декор:
Весьма характерные для стиля и времени спаренные продухи:
Пишут, закрыли в 30-х, использовали под зернохранилище.
В 1946-м хотели снести, но почему-то "недохотели".
В 2000-м образовалась община. Ремонтируют.
Судя по тому, что вычинку сделали кирпичём откровенно другого цвета, церковь мечтают замазать и
забелить, а может и раскрасить, как это нынче водится, в базарные цвета.
А жаль ...