Павел СвятенковВсе удивляются неожиданному примитивизму действий США что в Ираке, что на Украине. «Между тем удивляться тут нечему». Американская верхушка просто-напросто не воспроизвелась. И причина тому, как ни странно, тотальное доминирование Америки в мире. Башковитые Киссенджеры были нужны тогда, когда у США был серьезный противник. И в случае ошибки можно было и ядерной бомбой по голове получить.
Но в 1991 году противника не стало. Американская политическая система крайне рациональна и действует в логике крупного бизнес-концерна. Нет Советского Союза. ОК. Значит, советологи не нужны. И всех советологов сократили. Причем сократили так, что ныне в Белом доме никто не знает, где «Раша» находится. До такой степени не интересно.
Зачем хитрая политика, зачем интеллект, если можно прислать авианосец и всё разбомбить? «Любой сможет». Отсюда и резкое падение качества высших правителей. Если Никсон прекрасно разбирался в мировой политики и был тесно связан со спецслужбами, если Киссенджер «начинал в разведке, как все приличные люди», то их преемникам особая изощрённость уже не требовалась.
«Поколение Киссенджера» по привычке продолжало оказывать влияние на администрацию Буша-младшего. Но не за счет появления новых звезд, воспитанных в 80-90-е, а за счет старых запасов. Дональд Рамсфельд - министр обороны при Форде (1975-1977). Был вынут из нафталина и стал министром обороны при Буше-младшем (2001-2006). В той же администрации Форда в должности главы аппарата работал Дик Чейни, министр обороны при Буше-старшем и вице-президент при Буше-младшем. Стоит отметить, что и сам Буш-старший был директором ЦРУ при Форде. То есть Буш, Киссенджер, Чейни и Рамсфельд - это одна тусовка, террариум единомышленников: разведчики, аналитики, гении международных и внутриполитических интриг.
Но все они - пожилые люди. Буша-старшего возят в инвалидной коляске, Чейни за 70, Киссенджеру под 90.
Для условного «Обамы» нет невозможного. Понятно, что любая международная проблема решается с помощью бомбардировок и санкций, санкций и бомбардировок.
На этом фоне российская верхушка, низкое качество которой было притчей во языцах в 80-90-е, кажется, постепенно приходит в себя. Во всяком случае, Путин способен на хитрое маневрирование, дипломатический торг, создание коалиций - то есть на всё то, что разучилась делать американская элита. Понятно, что это не гарантирует нам большого счастья прям сейчас, но даёт хотя бы небольшую надежду на повышение дееспособности российского правительства.