Гигиена против геенны

Mar 16, 2022 16:35

Инфекции правят миром. В России с ее суровым климатом от всяких простуд и прочих гриппозно-вирусных напастей просто спасения нет. А что делать верующему, если пришел он приложиться к святыне - а на стекле иконы следы губной помады? Можно ли детям пить некипяченую святую воду, передаются ли ОРВИ и другие инфекционные заболевания во время причастия? Некоторые опасаются: не простудится ли младенец во время крещения? Эти вопросы мы адресовали известным богословам.

Боялись ли митрополиты заразы?

В 1771 и в 1970 годах иерархи Русской православной церкви дали повод скептикам говорить, что и сами священнослужители допускают возможность распространения эпидемий во время религиозных обрядов.

В первом случае речь идет о Чумном бунте. В разгар эпидемии архиепископ Московский Амвросий (Зертис-Каменский) вслед за светскими властями ввел строгий "карантин". Больных было указано исповедовать через окно, не причащать, умерших отпевать заочно. Народ же, и так настроенный против принятых властью мер и врачей, требовал коллективных молений и крестных ходов. А все это было запрещено.

Распространились слухи, будто какому-то фабричному парню явилась во сне Богородица и сказала, что так как почти 30 лет ее образу на Варварских воротах Китай-города (начало улицы Варварки) никто не пел молебнов и не ставил свечей, Христос разгневался и хотел послать на Москву каменный дождь, но она умолила его смилостивиться и ограничиться лишь трехмесячным мором. Толпы повалили к воротам, где висела чудотворная икона Божией Матери Боголюбской. По одной из версий, именно приказ митрополита, стремившегося не допускать скопления людей, спрятать икону в одном из храмов стал поводом к бунту. Митрополит был растерзан толпой.

А в августе 1970-го местоблюститель патриаршего престола и будущий патриарх Пимен издал распоряжение, запрещавшее в районах, охваченных холерой, прикладываться к иконам и причащаться.

Брезгливость в церкви - это "ложная духовная установка"

Сейчас в Русской православной церкви говорят, что оба эти решения неоднозначны. Профессор Московской духовной академии Московского патриархата протоиерей Владислав Цыпин заявил "Неделе":

Вне зависимости от ситуации отменять причастие, отменять Святые Таинства невозможно. Священнодействия должны продолжаться, тем более если люди нуждаются в особой помощи. Насколько митрополит Пимен был свободен в принятии своего решения, мы не знаем. Советский богоборческий режим вполне мог его вынудить подписать подобное распоряжение.

Председатель Московского общества православных врачей профессор Александр Недоступ полагает, что верующие люди — особые, они считают себя защищенными не без оснований:

"Заболеваемость гипертонией и язвенной болезнью у верующих встречается реже и протекает легче. Психологическое состояние играет очень важную роль. Не зря врачи-фтизиатры, работающие с туберкулезниками, говорят: "Кто не боится — тот не заражается". В своей практике я не встречал и даже не слышал о случаях заболеваний от соприкосновения со святынями. Но видел, как один врач, стоя в очереди к причастию, заметил человека с раком губы и потом не мог подойти к причастию еще два года!"

Заведующий службой коммуникации отдела внешних церковных связей Московского патриархата священник Михаил Прокопенко называет излишнюю брезгливость по отношению к другим братьям и сестрам по вере "следствием недостатка любви к ближнему". А протоирей Владислав Цыпин — "ложной духовной установкой".

Главным аргументом Церкви для сомневающихся в гигиенической безопасности причастия служит собственный опыт священников. Если бы через используемые при служении литургии сосуды распространялись инфекционные заболевания, то первым непременно заразился бы диакон (или священник), обязанный после службы "потребить" оставшиеся Святые Дары. Однако таких случаев, уверяют священнослужители, практика не знает.

Кипячение святой воды

Не располагают в Церкви и сведениями о простудах во время крещения младенцев. Но при этом отмечают, что для крещения вполне возможно использовать теплую воду. "Температура святой воды на ее святость никак не влияет", — заверил нас отец Михаил.

Он также разрешил спор нашей читательницы, молодой мамы, со свекровью. Бабушка пыталась напоить ребенка святой водой, а мама требовала предварительно прокипятить ее. Отец Михаил считает, что кипяченая святая вода лучше, чем разлад в семье.

Крещение в купели

Другой поступивший к нам вопрос относительно крещения ребенка касался такого эпизода: уже окрещенный младенец успел написать в купель. Родители следующего попросили батюшку воду заменить, но он отказался.

Отец Владислав Цыпин так прокомментировал ситуацию: "Замена воды удлинила бы богослужение, и вероятно из-за этого священник отказался. Воду, по причинам для всех очевидным, конечно, следовало поменять". Так что, если столкнетесь с таким конфузом, можете смело настаивать на своем, ссылаясь на авторитет известного богослова профессора и священника Владислава Цыпина.

Целование икон

Ну и наконец, разберемся с целованием икон. Во время больших праздников стекла икон, к которым прикладываются верующие, периодически протирают спиртосодержащим раствором. Делают это не из соображений санитарно-гигиенических, просто стекло должно быть чистым. Но целовать икону для православного совсем не обязательно. Это мнение профессора Московской духовной академии Московского патриархата Алексея Ильича Осипова:

"Почитание икон — обязанность православного человека, но для почитания совсем не обязательно их целовать. Целование — это благочестивая традиция, но она не считается таинством, и потому можно просто помолиться перед образом и перекреститься на икону".

Иудеи следят за чистотой миквы

Согласно иудейскому вероучению, женщины перед свадьбой, после месячных и родов должны регулярно совершать ритуальное омовение в специальном бассейне — микве. Есть и мужские миквы, но их посещение не является обязательным, это скорее традиция.

По словам руководителя департамента общественных связей Федерации еврейских общин России Боруха Горина, в древности в качестве микв использовались природные водоемы. Так что проблем санитарно-гигиенического характера не возникало. Но в городах все по-другому.

"Еще 20 лет назад грибковые заболевания были серьезной проблемой, но новые технологии, мощные фильтры очистки воды, озонирование воды позволили справиться с этим", — рассказал Горин. В женских миквах, по его словам, воду меняют после каждой посетительницы. Вообще правила посещения микв отличаются от требований к купающимся в обычных бассейнах лишь тем, что в синагоге не требуют справок от врачей. Прежде чем окунуться в микву, верующий отправляется в душ.

Иудаизм, по словам Горина, всегда отличался повышенным вниманием к соблюдению гигиенических норм. Во время эпидемий инфекционных заболеваний коллективные молитвы отменялись даже в Йом-Кипур (Судный день). Было специально введено правило: вино, после того как над ним произнесено благословение, разливают присутствующим в индивидуальные стаканы (раньше первым отпивал благословляющий, а за ним из его стакана все остальные).

Российские мусульмане ходят по мечети в носках

Первый заместитель муфтия Татарстана Валиулла хазрат Якупов обратил внимание "Недели" на то обстоятельство, что в России в мечетях принято ходить в носках. "Во многих мусульманских странах ходят босиком, и это нередко приводит к распространению грибковых заболеваний, а у нас таких неприятностей нет, люди ходят в носках исходя из гигиенических соображений".

Кроме того, в мечетях крупных городов, по его словам, для ритуальных омовений оборудованы индивидуальные кабинки.

Источник

религия, причастие

Previous post Next post
Up