После причащения больного младенца, в предупреждение заразы следующего причастника, следовало бы крепко вытиратьпокровцем св. лжицу. В случае же появления в приходе заразительной болезни, напр., дифтерита, оспы, легко могущей переходить к другим при причащении чрез лжицу и покровец, следуете советовать прихожанам совсем не приносить больных детей в церковь; в крайнем же случае больных заразною болезнью надлежит приобщать после здоровых и вытирать как лжицу 1), так и уста дитяти особым куском чистой льняной материи, сожигая его после причащения (см. Тавр. Е. В. 1876, 1; 1895, 2; Ц. Вед. 1896, 30). -Харьковской Дух. Консисторией в 1879 г. было предписано всем священникам епархии: 1) во все время существования в их приходах эпидемических болезней служить литургии и в будние дни, по крайней мере два раза в неделю, для приобщения именно больных детей, заблаговременно давая знать о том прихожанам чрез сельское начальство 2), и 2) наблюдать, чтобы дети, страдающие дифтеритом, оспой и т. п., были приобщаемы после здоровых, с употреблением при этом отдельного плата. 3).
1) Давать в этом случае лжицу в руки псаломщика или сторожа не следует, так как у священника есть возможность, держа лжицу в руках, приказать псаломщику отирать ее, после причащения каждого младенца, чистым куском полотна, который после и должен быть сожжен в печи (Ц. В. 1897, 32).-Сн. 784 стр.
2) По разъяснению «Руководства для сел. паст.», на дому причащать детей, не достигших семи лет, нельзя, так как чин причащения больных запасными Дарами не применим к детям указанного возраста (Рук. д. с. п. 1888, 12). Точно так же и в «Воронежских Еп. Вед.» было разъяснено, что для причащения одно место-церковь и одно время-за Божественной литургией; только для больных возрастных делается исключение в этом случае, но они причащаются запасными Дарами и, что неудобно для детей, по прочтении положенного чина, в коем нет ни слова о младенцах; вообще нет нигде указания на то, чтобы дети до семи лет были сподобляемы приобщения вне церкви (Ворон. Е. В. 1884, 24; сн. 1 прим. к 1129 стр.) См. 2 прим. к 801 стр.
3) Употребление при приобщении больных особой лжицы Харьковским епархиальным начальством в 1878 г. было признано (см. Е. В.) мерой, не соответствующей значению св. таинства евхаристии, нецелесообразною и неудобоприменимою на практике. Но Донской Духовной Консисторией в 1888 г. было объявлено священнослужителям епархии, чтобы они не допускали дифтеритных больных к причастию св. Таин из одного и того же сосуда и лжицы, из которых причащаются здоровые (см. Рук. д. с. п. 1888, 29).-Ставропольское епархиальное начальство в 1889 г. хотя и рекомендовало местному духовенству приходов, зараженных эпидемическими болезнями (при возможно частом служении Божественной литургии в будние дни, дабы прихожане по возможности приносили больных детей для причащения св. Таин именно в эти дни), употреблять (в указанные дни) нарочито назначенный потир с лжицею и ковшом для запивки (а для отирания уст-всякий раз новые платки или полотно, сожигая установленным церковным порядком бывшие в употреблении); но в 1896 г. тем же епархиальным начальством было предписано духовенству епархии, чтобы священники, по получении от полиции уведомления о существовании в селе эпидемии (совершая для причащения дифтеритных детей особые литургии, до двух раз в неделю, как это возможно, а в Великий пост причащая здоровых детей в субботу, а больных в воскресенье), употребляли для отирания больных детей, при их причащении, только особый плат (см. Рук. д. с. п. 1889, 21; 1897, 7).-Полтавским же Е. Н. в 1891 г., по поводу распространения между населением заражения дифтеритом, было предписано духовенству к точному и непременному исполнению: дифтеритных детей, а также и возрастных допускать к приобщению св. Таин в церкви после здоровых, „имея притом для первых особую лжицу и особый холщевый плат, сожигая последний в алтаре, а лжицу сухо отирать также особым платом“ (Полт. Е. В. 1891, 22; сн. у Забелина, 170-171 стр.).
Источник