John Trent: You're waiting to hear about my 'them', aren't you?
Dr. Wrenn: Your what?
John Trent: My 'them'. Every paranoid schizophrenic has one; a 'them', a 'they', an 'it'. And you want to hear about my 'them', don't you?
Dr. Wrenn: I want to know how you got here.
John Trent: Things are turning to shit out there, aren't they?
"In the mouth of madness", он же "В пасти безумия". Карпентер. 1995 год. Стыдно перед самим собой, но еще три дня назад я и не подозревал о существовании этой ленты. А теперь, посмотрев, не могу о ней не написать.
Завязка банальная, убеждающая зрителя всю первую половину фильма, что это просто обычный хоррор. Страховой агент/детектив (такой себе хитрый private investigator) получает задание от одного издательства найти пропавшего популярного писателя horror stories Саттера Кейна и рукопись его новой книги, которую уже широко рекламируют, читатели волнуются. Путем сложной дедукции сыщик находит подсказку в обложках старых романов Кейна - все указывает на городок с уютным и мелодичных названием Hobb's End (все герои фильма произносят как Hope's End, намекают), его, как водится, на карте штата нет. Туда он и отправляется вместе с барышней, которая работает в этом издательстве редактором этого самого Саттера Кейна.
Вроде все банально: герой-скептик (просто тебе Дана Скалли в брюках. Хотя она и так была постоянно в брюках), который не верит в паранормальность происходящего почти до самого конца, баба-на-подхвате, которую герой просто обязан трахнуть в перерывах между монстрами и щупальцами, заброшенный городок, с странными детьми, запуганными реднеками и старой церковью, куда все дрейфят ходить.
Но нет, вторая половина фильма лихо рушит почти все прогнозы поднаторевшего в хорррорах зрителя. Даже постельной сцены не будет.
На самом деле все просто. Для любого человека, близко знакомого с творчеством Г.Ф. Лавкрафта, все ясно с первых 20 минут. И здесь не только сходство названия фильма c рассказом "At the Mountains of Madness", здесь сама атмосфера космической силы, не имеющей формы и границ, для которой не только отдельный сыщик, а вся история человечества - одна секунда. Самое интересное, что не смотря на то, что "В пасти безумия" не снят по какому-то конкретному рассказу Лавкрафта, он передает дух его произведений гораздо лучше, чем большинство фильмов "по лавкрафту" и "по мотивам", которые обычно снимались в манере серость/мерзость/грусть/кишки, и были скорее просто отвращающими, но никак не пугающими.
Где-то довелось прочитать мысль, что "В пасти безумия" - это гораздо больше Стивен Кинг influenced кино. Мол, и городок почти Касл-Рок, и один из героев писатель, и все такое. Позволю себе не согласится. Кинг - антропоцентричный, если можно так выразиться. Центр его книг - человек, его моральные качества, переживания. Герои Кинга всегда проходят через какие-то личностные дилеммы, преодоление инерции, приходят к моральному торжеству или краху (хотя бы и за секунду до того как быть съеденными). Лавфкрафт же глубоко космоцентричнен. Личности героев, характеры, моральные качества не играют ровным счетом никакой роли - все равно человек, хороший или плохой, не может осознать величину сил, которые влияют на мир, и даже самый сильный духом герой не может быть достаточно сильным, столкнувших с НИМИ.
Именно такую атмосферу передает лента "В пасти безумия", именно она действительно пугает, а не
кишки, мозги и щупальца. Хотя они там тоже есть.