Скептицизм, Пиррон и телепередачи

Sep 02, 2010 12:47


Скептические мотивы в истории общественной мысли народов мира обнаружили себя уже в глубокой древности - от Древнего Китая до Древнего Рима. А.Ф.Лосев обоснованно полагал, что вся античная философия пронизана скептицизмом. Основателем скептицизма в чистом виде, а не в виде второстепенного мотива, стал древнегреческий мыслитель Пиррон (приблизительно 365-275 гг. до нашей эры) из Элиды на Пелопоннесе. Он принимал участие в восточных походах Александра Македонского, а после них путешествовал по Индии, где общался со святыми, аскетами и магами. Вернувшись, Пиррон учредил свою философскую школу в Элиде.
Скепсис у Пиррона не является самоцелью, но есть средство обретения душевного покоя. Индифферентизм и обесценение всех общепринятых ценностей человеческого существования, понимаемые как избавление от «бредового наваждения», не ведут при этом ни к отшельничеству, ни к социальному аутсайдерству или эпатированию обывателей, как это бывало в других философских школах и религиях. Пиррон даже принял должность верховного жреца и был удостоен бронзовой статуи за заслуги перед городом; афиняне преподнесли ему почетное гражданство. Абсолютная автономия личности и полный отказ от желаний, «первейшего из всех зол», подавление всех эмоций (особенно страха и боли) доводится до преодоления инстинкта самосохранения: смерть «ничуть не более» страшна, чем жизнь.

Главной целью философствования Пиррон считал достижение счастья (эвдимонии), для чего необходимо задаться тремя вопросами:
  1. каковы вещи по природе?
  2. как мы должны к ним относиться?
  3. что для нас от этого проистекает?

Пирроновские ответы таковы:
  1. вещи неразличимы и безразличны, неустойчивы и не допускают о себе определенного суждения; наши ощущения и представления о них не могут считаться ни истинными, ни ложными;
  2. поэтому надо освободиться от всех субъективных представлений, «не склоняться» ни к утверждению, ни к отрицанию, воздерживаться от каких-либо определенных суждений, оставаться «непоколебимым» и обо всем рассуждать: «это ничуть не более так, чем так», или «это и не так, и не так», или «это ни так, ни не так»;
  3. из такого отношения возникают сначала афасия (состояние, при котором о вещах больше нечего сказать), затем атараксия (безмятежность, невозмутимость), а затем апатия («тишина», бесстрастие).
(с) Ю.В. Тихонравов "Древний и новый скептицизм

С ощущениями и суждениями и правда есть проблемы. Люди слишком доверяют тому что видят/слышат/чувствуют и формируют на основе своего представления о вещах "мнения", спешат в своих суждениях, и со временем так к ним привыкают, что не видят им никаких альтернатив. Скептиком стало больше принято  называть человека твердолобого и закостенелого, не вызывающего доверия ретрограда, который появляется на экране в какой-нибудь передаче на пару минут, для того чтобы показать зрителям: "Вот вам и альтернативная точка зрения, но вы скоро о ней забудете. Буквально после следующего сюжета." Общество традиций не дает человеку научится взвешивать свои представления, смотреть на них в других сторон. Причем не стоит воспринимать слово "традиции" как "традиции отцов" или что-то в этом роде. Достаточно взглянуть на современных "революционеров" и "борцов с системой". Да, молодежь традиционно не согласна, причем заранее известно с чем конкретно, как, когда и во что это выльется.
Между тем, ощущения часто подводят нас, не совпадают и меняются с ужасной скоростью. Просто пример, который приводил еще Пиррон: Море. Человек которые не видел моря никогда, увидев его первый раз вероятно будет как минимум взволнован. А кое-то и застынет в восхищении на часок-другой. А вот человек, который к нему привык может даже не обратить внимания на красивый пейзаж. А море-то одно и то же.
И это мы говорим о двух разных людях. А как иногда резко меняются суждения одного человека. Например, где-то, через друзей/знакомых вы знакомиться с человеком, который кажется вам очень красивым. Никакой романтики, просто вы смотрите и понимаете, что боженька может, когда захочет. Потом вы видите его еще какое-то время и начинаете замечать, что не так уж все и прекрасно. И наконец, вы совсем перестаете это замечать, удостоверившись, что таких лиц в троллейбусах полно и так. И это все одно и то же лицо и один и тот же вы.
Все таки очень не хочется верить Юму и его утверждению, что человек - это всего лишь пучек эмоций и мимолетных суждений. Иногда просто необходимо быть скептиком, не доверять самому себе, своим первым (да и вторым, и третим, любым) впечатлениям.
Хотя и закостеневать в этом тоже не стоит. Закостенелых в глупые передачи приглашают, и то на пару минут.
Previous post Next post
Up