Зарубежный саппорт: Летим в Германию

Apr 11, 2008 11:44



Летим в Германию
(Петрович №1(52) и №2(53), март-апрель 2008)

Доказательства популярного утверждения о том, что футбол - это не только жизнь, но даже больше чем жизнь, все чаще появляются по всему свету. Несколько лет назад «Бока Хуниорс» создала первое кладбище для болельщиков, аналогов которому пока нет во все мире. Но это только пока, поскольку и консервативная Европа уже подошла вплотную к претворению этой идеи в жизнь: футбольный клуб «Гамбург» уже получил разрешение на постройку сектора болельщиков на городском кладбище уже получено. В скором времени на участке земли, откуда видна и, главное, слышна «Нордбанк Арена», расположатся места для примерно 300 могил или 500 урн. Первое надгробие с эмблемой местного клуба уже появилось на этом кладбище, хоть и пока вне зоны будущих футбольных захоронений. «Гамбург» уже вовсю принимает заявки на резервирование мест в строящемся трехъярусном секторе болельщиков…



Наш следующий соперник - футбольный клуб из Леверкузена пока что не может похвастаться ни лучшими в Германии фанатами, ни лучшими в Германии хулиганами, ни кладбищем для своих фанатов. Да и чемпионом Германии «Байер» не становился ни разу, довольствовавшись за всю свою историю лишь двумя трофеями - кубками Германии (1993) и УЕФА (1988). Некоторые футбольные фанаты даже считают «Байер» командой фальшивой, никому не нужной и абсолютно бесполезной как в Бундеслиге, так и во всем немецком футболе. С этим, надо полагать, совершенно не согласны члены более чем двухсот фанатских организаций, организующих саппорт на Северной трибуне «БайАрены». Все вместе эти организации образуют объединение Ultras Leverkusen, представляющее из себя, по сути, ассоциацию различных группировок, многие из которые насчитывают не более 10-20 членов. При этом далеко не все посетители Северной трибуны принимают постоянное участие в поддержке собственной команды: звуковым саппортом обычно занимается несколько сотен человек, все остальные же включаются по мере сил и настроения. Рискну предположить, что перед игрой с «Зенитом» местные фанаты могут попытаться впечатлить питерских выездюков достаточно масштабным визуальным перформансом, который, правда, вряд ли выйдет за рамки Северной трибуны.



Следует особо отметить, что масштабные визуальные представления - это своеобразное достоинство немецких команд, поскольку фанаты многих клубов любят и умеют делать большие хореографии, которые зачастую не ограничиваются только фанатскими секторами и закрывают собой почти весь стадион. На фоне таких команд как «Боруссия» (Дортмунд), «Санкт-Паули», «Динамо» (Дрезден) и некоторые другие наш будущий соперник из Леверкузена выглядит достаточно слабо, хотя и имеет уже почти пятнадцатиленюю историю организации визуалки: первая серьезная акция была выполнена с помощью десятков флагов в 1994 на игре кубка УЕФа против итальянской «Пармы». До того на секторах появлялись разве что не самые большие банеры и, преимущественно, разнообразные пиротехнические шоу, из-за которых постоянно возникали и возникают проблемы с полицией.

В Германии, как и во всем цивилизованном футбольном мире, использование пиротехники на стадионах запрещено, но фаера и дымы все равно нередко сопровождают матчи, особенно в низших лигах немецкого футбола. Наказанием за это служат игры при пустых трибунах и снятие очков с команд, а также крупные денежные штрафы, которые традиционно выплачивает клуб. Пойманные на использовании пиротехники фаны чаще всего отлучаются от футбола на срок от двух лет и более, а кроме того впадают в долговую зависимость по отношению к родному клубу, который хоть и платит штрафы, но требует их полного возврата с виновников «банкета». Даже для самых благополучных районов Германии штраф на сумму от 10 000 евро является достаточно крупной суммой, особенно для молодых людей, и потому многие немецкие фанаты вынуждены годами выплачивать долги своему клубу.



Ненамного легче приходится футбольным хулиганам, которыми славится Германия. Считается, что немецкая полиция намного эффективнее многих своих коллег борется с проявлениями футбольного насилия, но это по-прежнему никаким образом не сказывается на статусе Германии как одной из основных арен околофутбола. «Хулиганы ФРГ» - легендарная кричалка 70х-80х годов прошлого века жива и поныне, её любят использовать даже мирные ультрас. В последние годы насилие большей частью ушло со стадионов и переместилось на городские улицы, где встречи оппонентов проходят чаще всего на взаимоуважительной основе без применения «аргументов». Нередко случается, что полиции удается оказаться на месте событий едва ли не быстрее, чем конфликт достигнет своего апогея, и потому стычки с копами, когда-то казавшиеся для Германии неприемлемыми, сегодня в порядке вещей…

В отличие от многих других стран, где можно выделить какой-то свой путь развития футбольного фанатизма и выделить определенные черты, сделать подобное в отношении Германии довольно сложно. Немецкий фанатизм развивался и развивается под большим влиянием веяний других стран, таких как Англия, Италия, Польша и Сербия. Очевидно, что визуальный перфоманс в Германии значительно опережает звуковую составляющую боления, как в качественном, так и в количественном плане. Многочисленные модули и банеры, огромнейшие композиции не являются чем-то особенным для немецких стадионов, а, изучая фотографии с трибун немецких стадионов, иногда кажется, что местная публика просто сошла с ума от флагов и растяжек, количество которых не поддается исчислению.



Голосовая же поддержка команды всем стадионом - это скорее исключение из правила даже в низших лигах, и происходит такое, как правило, лишь на волне эмоциональных подъемов и в играх с наиболее принципиальными соперниками, когда громче всего исполняются песни, оскорбляющие и задевающие врага. Кстати, совершенно не чураются немцы оскорблять и кричать гадости и своим кумирам, если те проигрывают или просто плохо проводят игру.

До недавнего времени внешний вид немецких болельщиков разительно отличался от европейских фанатов, которые в последние годы начали одеваться в стильную одежду преимущественно английских и итальянских брендов. Простые немецкие болельщики, жизнь которых заключается в пятидневной рабочей неделе, которую венчает футбольный матч, пиво и драка не видели, каким образом стильная одежда сможет им помочь поддерживать родной клуб. Стиль немецкого футбольного фаната - это джинсы, простой свитер и кожаная куртка, зачастую неопрятный внешний вид. Куртка, кстати, необязательно должна быть кожаной: в моде джинсовые куртки, у которых зачастую оторваны рукава, а на оставшейся части ткани привешены различные футбольные патчи и наклейки. «Кузьмичи» же могут прийти на футбол замотанными с ног до головы огромным количеством футбольных «роз»…

Однако в последние годы, немецкий стиль простоты в одежде становится все более характерным для болельщиков клубов восточной Германии, и преимущественно для фанов команд из низших лиг, в то время как Запад постепенно переходит на традиционный для футбольной Европы стиль Burberry.



Вообще, говоря о немецком саппорте и околофутболе, нельзя не подчеркнуть лишний раз, что Германия - разная. Образованная полтора века назад путем объединения множества земель, страна так и осталась федерацией в полном смысле этого слова, не последнюю роль в чем сыграло многолетнее разделение страны на Западную и Восточную части. Болельщики сытой и богатой западной Германии по-прежнему сильно отличаются от своих восточных коллег, которые, будучи чаще гордыми и бедными, проявляют на порядок больше страсти в поддержке родной команды, и точно также хулиганские фирмы с Востока отличаются большей жесткостью и силой. «Динамо» (Берлин), «Динамо» (Дрезден), «Локомотив» (Лейпциг), «Чемницер» (Чемниц), и «западный» «Оффенбах Киккерс» (Оффенбах) - вот названия клубов, чьи околофутольщики наводят больше страха на своих оппонентов, несмотря на то что их команды значительно уступают в плане футбола десятках других коллективов. В плане хулиганизма из высшей лиги можно выделить «Гамбург» и «Шальке-04» (Гельзенкирхен), возможно «Кельн».

Что же касается атмосферы на стадионе, то общепризнанными лидерами являются «Боруссия» (Дортмунд), «Айнтрахт» (Франкфурт) и «Ганза» (Росток), а в низших лигах «Санкт-Паули» (Гамбург), «Динамо» (Дрезден) и ФК «Цвиккау», играющие сейчас в четвертой лиге немецкого футбола. Как и в современной Англии, уровень стадионной поддержки в Германии чаще всего обратно пропорционален качеству демонстрируемого командой футбола и коммерческой выгодности клуба, а потому самый искренний футбол и самую искреннюю страсть можно увидеть, только заглянув в глубины низших лиг немецкого футбола. Таковы закономерности современного футбола…



Ace

болельщики, саппорт, статья, петрович, зарубежный футбол

Previous post Next post
Up