Изгнание миротворцев

Nov 09, 2010 17:18

Исключение из партии «Право и справедливость» депутатов сейма Иоанны Клузик-Ростковской и Эльжбеты Якубяк - обе они были руководительницами предвыборной кампании Ярослава Качиньского во время его борьбы за пост президента Польши - поставило перед политиками этой страны вопрос о возможном расколе в ПиС и появлении новой партии, которая могла бы в будущем стать партнером правящей Гражданской платформы.

Клузик-Ростковскую считают автором нового образа Ярослава Качиньского - политика-консолидатора, который перед президентскими выборами предлагал согражданм сплотиться после страшной катастрофы под Смоленском и завершить польско-польскую войну. Прогрыш Качиньского позволил ему отказаться от образа миролюбца, более того, бывший премьер стал даже уверять сторонников, что все слова, которые говорили об изменении его политической позиции, были произнесены под влиянием успокоительных средств, которые он принимал после гибели брата.

Для «либералов» в окружении Качиньского эти слова означали крах. И усиление позиций заместителя главы партии Збигнева Зёбро, который фактически осуществляет техническое руководство ПиC - за Качиньским остается церемониальная роль и, разумеется, принятие решений по принципиальным вопросам. И вопрос об исключении из партии недавнего главы своей предвыборной кампании тоже решал он. Но и техническое руководство партией - это тоже не мелочь: именно Зёбро формировал списки кандидатов ПиС на предстоящих местных выборах в целом ряде воеводств страны, где у партии - ключевые позиции. Как известно, партийные кадры решают многое: это доказала деятельность Иосифа Сталина при еще живом, кстати, Владимире Ленине - за вождем тоже оставались принципиальные решения, но именно кадры решили, кто станет его наследником. Вероятно, именно поэтому Клузик-Ростковская пообещала побороться с Зёбро за пост председателя партии в случае отставки Качиньского. Ее исключили буквально на следующий день после этого заявления - чтобы исключить даже теоретическую возможность такой конкуренции.

Теперь главный вопрос - что будет с исключенными из главной оппозиционной партии страны «диссидентами»? Смогут ли они создать новую партию или растворятся в уже существующих? Раньше бегство из ПиС ни к чему хорошему не приводило - неудачливые создатели новых партий возвращались под знамена Качиньского. Но сейчас ситуация изменилась. ПиС стремительно маргинализируется, превращаясь из правой национальной партии в партию, занимающуюся главным образом расследованием катастрофы под Смоленском. У правящей коалиции тоже не все так просто - теряет поддержку избирателей Польская крестьянская партия, являющаяся партнером Гражданской платформы. И есть опасность, что на парламентских выборах 2011 года «крестьяне» могут не войти в сейм. С кем тогда править Гражданской платформе? Создавать коалицию с левыми - значит, рисковать электоратом на будущее. Договориться с ПиС не удастся. А вот если бы появилась новая правая партия, со схожей идеологией, но без Качиньского...

Впрочем, пока что перспективы появления такой партии туманны. Исключенные депутаты тоже не будут спешить. Как и все остальные политики в Польше, они ждут результатов местных выборов, которые должны продемонстрировать уровень поддержки ПиС. Выборы состоятся в конце месяца - и Клузик-Ростковская была убеждена, что ее не станут исключать в разгар предвыборной кампании, чтобы не ставить под вопрос рейтинг ПиС и не провоцировать новый скандал. Потому и делала самые смелые заявления. Решение об исключении застало ее по дороге на предвыборную встречу в Пулавах и напомнило, что она была членом необычной партии...

www.politcom.ru

Польша

Previous post Next post
Up