May 24, 2010 17:17
Таможенный союз, о необходимости создания которого столько говорили в столицах трех объединяющих свои экономические усилия стран, так и не сможет заработать с 1 июля. После петербургских переговоров премьер-министров России, Украины и Казахстана это пришлось признать даже Владимиру Путину. Российский премьер не смог переубедить в первую очередь белорусского коллегу. Сергей Сидорский жестко отстаивал на переговорах в северной столице позицию президента Александра Лукашенко, уверенного, что таможенный союз несовместим с экспортными пошлинами на нефть и нефтепродукты…
Впрочем, и у казахской делегации были свои возражения. Так что у России остался простой выбор: либо продолжить переговоры с Беларусью и Казахстаном в надежде создать Таможенный союз хотя бы осенью, либо отказаться от уступок Беларуси и создать союз на двусторонней основе хотя бы с Казахстаном - в надежде, что Минск рано или поздно к нему присоединится. Впрочем, и в этом случае России придется удовлетворить хотя бы казахстанские требования - переговоры показали, что это тоже будет не такое простое решение.
Словом, Таможенного союза пока что не будет. Пока что, конечно же, еще не означает никогда, но все к этому идет. Оказалось, что создать работоспособное экономическое объединение куда труднее, чем очередную интеграционную декорацию на постсоветском пространстве. И так будет всегда, пока в Москве не начнут воспринимать сотрудничество с бывшими советскими республиками именно как создание взаимовыгодной экономической модели, а не как постройку очередной «потемкинской деревни», имитирующей Советский Союз. Таможенный союз и задумывался как очередная такая деревня, но неожиданно оказалось, что за ее строительство придется платить российскими интересами и деньгами - настоящими, а не телевизионными, что партнеры стремятся воспользоваться мечтами о создании экономической альтернативы Западу для улучшения собственного положения, а не просто для демонстрации любви и дружбы. Обмен мечт на деньги - для посткризисной России это крайне невыгодно! Но тогда и Таможенного союза не получится… А если Москва и решится на Таможенный союз с одной Астаной, то тогда вид постсоветской интеграции будет совсем трагикомическим: рядом с практически бездействующим Союзным государством России и Беларуси будет расположен почти такой же бессмысленный Таможенный союз России и Казахстана…
Еще одним дополнительным обстоятельством, делающим историю Таможенного союза особенно показательной, становится тот факт, что совсем недавно российский премьер приглашал присоединиться к Таможенному союзу украинского президента. И Виктору Януковичу пришлось разъяснять собеседнику, что такого рода решения возможны только после того, как все три страны, участвующие в новом интеграционном объединении, присоединятся к ВТО. Тогда украинские разъяснения были восприняты в Москве насмешливо, да и на самой Украине оппозиционеры утверждали, что Киев рассматривает варианты присоединения к Таможенному союзу по какой-то особой формуле. Теперь возникает вопрос: по какой же формуле хочет присоединиться к Таможенному союзу Украина, если и Россия хочет для себя особой формулы по нефти, и Беларусь с Казахстаном выдвигают свои условия? И тогда оказывается, что формула Януковича куда точнее - нужно перестать изобретать велосипед, а действовать по международным правилам. Если бы Россия и Казахстан уже были бы в ВТО, то им куда было бы проще договариваться между собой - и вообще не нужно было бы договариваться с Беларусью, чье экономическое значение ничтожно. И тогда Беларуси пришлось бы тоже пойти по пути создания современной экономики, вступления в ВТО и, в будущем, конечно же, в Европейский Союз, а не в Союзное государство. Но если всем этим естественным процессам противопоставляется процесс мечтаний о новом Советском Союзе, то за это нужно платить. А если Россия не хочет за это платить, то ей придется существовать в окружении декораций, а не в симбиозе с друзьями и партнерами.
Украина,
Казахстан,
Беларусь,
Россия