Apr 16, 2010 13:58
В минуты, когда завершающий свою политическую карьеру президент Киргизии Курманбек Бакиев под охраной - или конвоем? - российских солдат поднимался на борт самолета, направляющегося в соседний Казахстан, я находился в студии радио "Свобода" с первым президентом Украины Леонидом Кравчуком. Мы с Леонидом Макаровичем вспомнили, что вот так же пять лет назад обсуждали бегство из Киргизии его коллеги, первого президента этой страны Аскара Акаева. И Кравчук тогда заметил, что, когда находился у власти, всегда задумывался о том, сможет ли после ухода с должности президента Украины прогуляться по Крещатику.
И вот - спокойно ходит по улицам, не опасаясь собственных сограждан. А у Аскара Акаева такой возможности нет. И у Курманбека Бакиева ее тоже не будет. Да, собственно, можно ли считать это киргизским феноменом? Много ли постсоветских президентов ходит по улицам? Многие ли вообще передают власть?
Постсоветскую демократию можно замерять по-разному. Можно уровнем политических свобод. Можно возможностями средств массовой информации. Или рейтингом коррумпированности. Только такие измерения вряд ли дадут нам точную картину реальности. И уж точно не передадут атмосферы, в которой мы с вами живем. Цифры - они не регистрируют удушья.
Зато президентские прогулки - вот это очень хороший индикатор. Каждый из украинских президентов имеет своих сторонников и оппонентов, каждый может похвастаться как горячими поклонниками, так и людьми, которые не приемлют их политической позиции. И каждый может прогуляться по Крещатику. Главной задачей Виктора Януковича на самом деле является не только доказательство своей профессиональной состоятельности и уж точно не монополизация власти. Главная задача Виктора Януковича - это прогулка по Крещатику после ухода с президентского поста. Потому что если с этой задачей четвертый украинский президент не справится, ему придется искать верного преемника, выпрашивать гарантии безопасности, фальсифицировать выборы, а потом годами жить в вечном страхе - а вдруг преемник подведет?
Президенты решают эти задачи по-разному. Кто-то остается у власти навсегда, превращая себя в живой памятник, а страну - в рукоплещущую пустыню. Ведь и Бакиев уже собирался быть вечным, ни о какой прогулке после отставки и не помышлял. Кто-то придумывает тандемы и кружится в лабиринте власти как белка в колесе. Тех, кто, подобно Леониду Кравчуку, хочет гулять по улицам, не превращаясь в охраняемый снайперами монумент, в нашем мире очень мало. Но только это естественное желание
оставляет живыми сограждан бывших президентов.
www.grani.ru
Киргизия,
Украина,
СНГ,
Россия