(no subject)

Aug 26, 2008 20:26

Бегство Шарифа

Виталий Портников

Каким будет Пакистан без Первеза Мушаррафа? После того, как оказавшийся перед угрозой неминуемого импичмента президент решил, что пришло время покинуть капитанский мостик, можно было предположить - раскол правящей коалиции не за горами. Но казалось, что победители сохранят хотя бы видимость приличий. Изберут нового президента страны - желательно нейтрального авторитетного человека, решат вопрос с правовой системой, практически парализованной после вмешательства президента в деятельность Верховного Суда, словом - продемонстрируют, что с Мушаррафом они боролись ради торжества законности, а не ради власти.

Но с приличиями решили повременить. Лидер Пакистанской народной партии, супруг погибшей Беназир Бхутто Асеф Зардари, ободренный западной поддержкой, ринулся в бой за президентское кресло. А лидер второй крупной парламентской партии Мусульманской лиги бывший премьер Наваз Шариф решил покинуть правительственную коалицию. Другого развития событий и быть не могло.

Шариф не хочет, чтобы Зардари стал президентом Пакистана - он слишком долго боролся не только с Мушаррафом, но и с кланом Бхутто, чтобы вот так вновь отдать им всю власть. Но одновременно он добивается восстановления в должностях судей, уволенных президентом Мушаррафом. Восстановление состава Верховного Суда было важной частью предвыборной программы Мусульманской лиги Шарифа и коалиционного соглашения с партией Зардари. Но для Зардари восстановление судей не выгодно. Ведь его возвращение в Пакистан - как и возвращение его супруги Беназир Бхутто - было частью соглашений с Мушаррафом и в случае изменения состава Верховного Суда может быть признано противоречащим законодательству. Более того, с самого Зардари вопреки правовым нормам были сняты обвинения в коррупционных преступлениях - если дело «оживет», ему придется думать не о президентской должности, а о новой эмиграции. Шариф все это прекрасно понимает, потому и добивается восстановления состава суда.

Теперь, после развала правящей коалиции Зардари придется маневрировать - даже если он и добьется президентского поста, власть в Пакистане не сможет быть сильной. Шариф, как и Зардари, возглавляет, по сути, региональную партию - и постарается превратить поддерживающие его провинции в базу борьбы с новой властью. В общем хаос, который должен был неминуемо наступить в Пакистане после отставки Мушаррафа, сгущается с гораздо большей скоростью, чем можно было предположить. Осталось только понять, кто воспользуется сложившейся ситуацией - военные, которым уже не впервой брать на себя ответственность в критической ситуации или мусульманские фундаменталисты, пользующиеся поддержкой все большего количества пакистанцев и не симпатизирующие ни одному из светских политиков страны.

www.politcom.ru

Пакистан

Previous post Next post
Up