(no subject)

Mar 26, 2008 13:53

Бухарестское имя

Виталий Портников

Многим постсоветским политикам кажется, что главная проблема предстоящего в Бухаресте саммита Североатлантического союза - это вопрос о присоединении Украины и Грузии к Плану для членства в НАТО. Вокруг этого сломано уже столько копий, что начинает казаться - Украина и Грузия в реальности присоединяются к альянсу, а не к некоей процедуре, способной продлиться десятилетие. На самом деле действительно серьезная проблема - прием в НАТО новых членов - тех, с которыми уже все решено. Накануне Бухарестского саммита Греция воспользовалась своим правом заблокировать прием в НАТО Македонии, если эта бывшая югославская республика не изменит своего имени.

Как известно, Греция возражает против наименования Македонии со дня провозглашения ее независимости - в Афинах уверены, что на это имя может претендовать только греческая провинция, а называющееся таким образом государство с преимущественно славянским населением может как раз на эту провинцию и претендовать. И хотя сравнивать политический, экономический и военный потенциал Греции и Македонии не приходится, Афины борются с названием соседней страны с завидной настойчивостью. Во все международные организации Македония вошла под именем БЮРМ - бывшей югославской республики. Однако теперь в Греции хотят, чтобы прием в НАТО сопровождался урегулированием спора вокруг названия Македония.

Посредниками в переговорах выступают американцы. В Вашингтоне убеждены, что прием Македонии в НАТО после провозглашения независимости Косова просто необходим и пытаются преодолеть греческий скепсис. Ведь наличие в Македонии значительного албанского населения теперь, на фоне косовского прецедента, вполне может привести к очередной вспышке сепаратизма. Если же в НАТО окажутся и Албания, и Македония, это позволит альянсу проще маневрировать в кризисной ситуации. Но пока что очередной раунд переговоров в Нью-Йорке завершился без каких бы то ни было конкретных результатов.

В Скопье уже согласны с появлением приставки "Новая", "Народная" или "Демократическая" в названии страны, но хотят, чтобы произошло это только на уровне международного представительства, без изменений Конституции Республики Македония. Ситуация усложняется еще и тем, что с подобным подходом согласился президент страны Бранко Црвенковский. Премьер же Никола Груевский вообще против изменения конституционного имени. И хотя партнеры Груевского - лидера партии ВМРО-ДПМНЕ - по правящей коалиции - с ним не согласны, глава правительства готов организовать массовые акции протеста, если ему не понравятся достигнутые в Нью-Йорке договоренности. Президент уже обвинил неназванных македонских политиков в популизме и попытке сорвать договоренности.

Но договоренностей все равно нет. Возможно, понадобится новая встреча министров иностранных дел Македонии и Греции Доры Бакояни и Антонио Милошоского. Македонская пресса утверждает, что главы дипломатических ведомств установили между собой неплохие личные отношения. Неясно только, поможет ли это взаимопонимание компромиссу по "бухарестскому имени" Македонии и ее приему в НАТО.
www.politcom.ru

Греция, НАТО, Македония

Previous post Next post
Up