ПРОЩАй, ОРУЖИЕ!
Виталий Портников
Приезд в российскую столицу президента Алжира Абдельазиза Бутефлики можно было бы счесть естественным развитием отношений двух стран. Ведь Алжир всегда был одним из внешнеполитических приоритетов Москвы - и в советские времена, и в российские. Первый президент Алжира Ахмед Бен Белла был даже Героем Советского Союза, а действующий президент России Владимир Путин посещал Алжир совсем недавно - осенью 2006 года. Тогда был подписан крупный оружейный контракт, и наблюдатели в Москве называли поездку в Алжир настоящим прорывом.
Абдельазиз Бутефлика приезжает в Москву вернуть оружие - 15 закупленных МиГов. Это не весь оружейный контракт - в ходе поездки Владимира Путина в Алжир было решено продать этой стране 36 истребителей МиГ-29 на сумму более 1,5 млрд. долларов, 28 истребителей Су-30, 16 учебно-боевых самолетов Як-130, восемь дивизионных комплектов зенитных ракетных систем С-300ПМУ2 "Фаворит", а также 185 танков Т-90С. Алжир считает, что самолеты - низкого качества. Однако есть и другое мнение: друга Владимира на повороте обошел друг Николя. Президент Франции заинтересован в успехах собственного военно-промышленного комплекса, представленного в сегменте истребителей самолетами Rafale. А президенту Алжира трудно отказать президенту Франции.
Президенту России отказать проще. И не только по вопросу самолетов. В Алжире весьма осторожно восприняли идею создания "газового ОПЕК", одно время активно обсуждавшуюся в Москве. А ведь именно на Алжир возлагались главные надежды по созданию газовой оси. И вопрос даже не в том, учли ли в Москве политические интересы и связи Алжира. Главное - что попытка установить более тесные отношения со страной, от которой во многом зависит стабильность мирового рынка газа, пока что не удалась. Президент Бутефлика продемонстрировал, что существуют определенные границы отношений его страны с Россией, которые он не собирается переступать. Эти границы связаны как с традиционными французско-алжирскими взаимоотношениями - нужно понимать, что Алжир для Франции примерно то же самое, что Украина для России, и к президенту Франции, даже в период непростых отношений между двумя странами, здесь привыкли прислушиваться. И с представлениями Алжира о собственном экономическом влиянии в мире - тут интересы двух стран тоже могут не совпадать.
Любопытно также и то, что готовность Алжира подписать оружейный контракт привела к списанию долга этой страны бывшему Советскому Союзу. Если списание останется в силе, а сумма контракта значительно уменьшится, получится, что в выигрыше не только президент Саркози, но и президент Бутефлика. Первому, вероятно, удастся увидеть французские истребители в алжирском небе, а второму за не очень большие деньги - ведь самолеты в контракте главное - удалось избавиться от обязательств почти на пять миллиардов долларов.
А России останется российско-алжирская дружба, имеющая прочные традиции. И обмен президентскими визитами, эту дружбу подтверждающий.
www.politcom.ru