Республика Кипр прощается со своим четвертым президентом Глафкосом Клиридисом, скончавшимся в Никосии в почтенном возрасте 94 лет. На первый взгляд, политическая карьера Клиридиса более чем успешна. Он руководил страной целое десятилетие, а перед этим 16 лет был спикером кипрского парламента. Созданная им партия Демократическое объединение стала одним из самых успешных политических проектов страны - она и сейчас находится у власти и в связи с кончиной основателя президент Никос Анастасиадис собрал специальное заседание партийного политбюро. У больницы, в которой скончался Клиридис, можно было увидеть людей, в том числе и молодых, пришедших сюда по собственной воле отдать дань уважения боевому летчику времен второй мировой, борцу за независимость Кипра, одному из основателей республики…
На фоне этого трогательного прощания мало кто вспоминает, что Клиридис ушел из большой политики, проиграв последние в своей жизни президентские выборы 2003 года ставленнику левых сил Тассосу Пападопулосу. Ну, собственно, и в этом нет ничего особенного - в демократических странах рано или поздно ветераны политических баталий утомляют избирателей и уступают капитанский мостик новым лидерам.
Если бы только поражение Клиридиса не стало одновременно крахом главного политического намерения его жизни и поражением Кипра. Накануне своего проигрыша Клиридис фактически объединил Кипр, расколотый войной и оккупацией 1974 года. Казалось, ему благоприятствует сама история - на турецкой части острова к власти пришли сторонники объединения во главе с харизматичным Мехмедом Али Талатом, тогдашний генеральный секретарь ООН Кофи Аннан сделал воссоединение Кипра чуть ли не главным своим проектом. В результате появился «план Аннана» - да, весьма несовершенный, да, раздражавший многих греков-киприотов тем, что не менял этнический состав населения, изменившийся после переселения на Кипр «новичков» из континентальной Турции, да, бесивший многих турок-кипритов тем, что пришлось бы поступиться территорией - но зато отражавший сложившиеся реалии. Клиридис, который был одним из немногих прагматиков на острове, план поддержал - и проиграл. Проиграл не только Пападопулосу, фактически провалившему референдум, но, прежде всего, собственным согражданам, не почувствовавшим, что они упускают исторический - а, может быть, даже последний - шанс.
То, что план Аннана поддержали турки-киприоты, отделившиеся от греков - и провалили греки, требующие восстановления территориальной целостности острова - стало на самом деле не возможностью к поиску новых подходов и компромиссов, а точкой. Да, переговоры об объединении были и после Клиридиса - их вели его преемники, Талат и преемник Талата Дервиш Эроглу. Но очевидно то, что в турецкой общине окрепли позиции сторонников самостоятельного государства - а тем, кто мечтал об объединении, после референдума особо нечего и сказать. Ясно, что после недавнего финансового кризиса греческий Кипр вовсе не выглядит для турков экономическим маяком, объединение с которым значительно изменит благосостояние жителей самопровозглашенной северной республики.
Между тем, проходят не просто годы - десятилетия. Когда Клиридис договаривался с Талатом, прошло всего 30 лет со времени изолированного проживания, но еще немало было тех, кто помнил «общий остров» - хотя уже тогда можно было заметить, что греки гораздо лучше представляют себе, что происходит даже в бытовом смысле в Афинах, чем в соседней Фамагусте, а турки хорошо знают Стамбул, но потеряются на улицах греческой части Никосии. Сегодня греки и турки на Кипре уже не изолированы, но количество людей, привыкших к жизни в двух разных странах на одном обществе возрастает с каждым днем. Еще 10, 20 лет переговоров - и не останется почти никого, кто помнил бы объединенный Кипр (хотя бы потому, что разделение общин началось задолго до 1974 года) и не будет ясно, ради чего и кого, собственно, договариваться. Исчезнет сама идея Кипра как общего дома, останется только экономика. А потерянная беженцами собственность? Давайте выплатим компенсацию и успокоимся. И будем жить в разных странах.
И тогда киприоты вспомнят, что последним президентом, который остановился за шаг от общего дома, был Глафкос Клиридис. Вернее - был остановлен собственным народом, чтобы войти в историю президентом упущенного шанса и наиболее самоотверженным кипрским политиком за всю историю расколотого острова.
Президент упущенного шанса