Похороны бывшего главного сефардского раввина Израиля, духовного лидера партии ШАС и одного из самых известных богословов страны Овадьи Йосефа собрали почти полмиллиона израильтян - наблюдатели утверждают, что такой многочисленной церемонии прощания страна еще не знала. Даже когда хоронили знаменитых политических лидеров, включая убитого экстремистом премьера Ицхака Рабина, такого количества собравшихся на улицах израильских городов не было - полиции пришлось обратиться за подмогой к армии в обеспечении порядка в Иерусалиме и все равно в давке во время похорон пострадали десятки людей.
Людям, далеким от подлинного состояния израильского общества - даже и в самом еврейском государстве - наверное, удивительно видеть на улицах Иерусалима этот «другой» Израиль, так разительно отличающийся не только от светского Израиля, но и от Израиля выходцев из европейских стран. Людям, далеким от израильской политики, трудно представить себе, что раввин, никогда не занимавший министерских должностей, может оказаться фигурой, равной по значимости премьер-министрам и президентам.
Но в отношении к Овадьи Йосефу заложена та уходящая вглубь веков традиция почтения к богословскому авторитету, которая позволила евреям сохраниться как национальной общности даже в ситуациях, когда никакой надежды на такое сохранение не было. Оказавшись заложником этой традиции в современном мире, Овадья Йосеф не стал отсиживаться в синагоге, напротив - он стал одним из первых раввинов-политиков, использовавших капитал своего влияния для создания собственной политической партии и активного участия в формировании общественной архитектуры современного Израиля.
Конечно, как и любой религиозный лидер нашего времени, раввин Овадья - фигура противоречивая - иные его заявления и поступки вызывали оторопь и казались продиктованными установками далекого прошлого, а нередко он оказывался современнее и точнее многих куда более молодых и современных людей. Во многом благодаря его влиянию сефарды - в том числе и религиозные - стали куда более активными участниками политической жизни страны, что всегда важно для преодолевающего общинные разногласия Израиля.
И, конечно же, он был человеком настоящего политического, я бы даже сказал исторического поступка. В 1992 году Овадья Йосеф не побоялся раскола в собственной партии ради создания правительства во главе с Ицхаком Рабином. Возмущенный его позицией другой основатель ШАС, лидер литовского направления в иудаизме раввин Элазар Менахем Шах покинул партию и потребовал вынести книги оппонента из ашкеназских синагог, но благодаря решению Овадьи Иосефа Рабину удалось вернуться к власти и стать инициатором мирного процесса, давшего надежду на нахождение компромисса между израильтянами и палестинцами.
Самые большие похороны