Назначив новым премьер-министром Палестинской автономии президента университета Ан-Наджах Рами Хамдаллу, Махмуд Аббас дал понять, что поручает ему сформировать временное правительство, которое просуществует буквально три месяца - до создания правительства национального единства, которое должно, наконец, преодолеть многолетний конфликт между ФАТХ и ХАМАС. Однако пока что по факту Аббас всего лишь устранил с политической сцены своего самого сильного конкурента в самом ФАТХе - бывшего премьера Саляма Файяда.
Возможно, эта конкуренция не так сильно чувствовалась на самом Западном берегу реки Иордан, как во взаимоотношениях с западными и арабскими странами, и тем не менее Аббас мог заметить, что к Файяду относятся как к уважаемому специалисту, которому можно доверять в финансовых вопросах. Учитывая интересы главы Палестинской автономии к распределению ресурсов и спонсорской помощи - а недоброжелатели Аббаса регулярно публикуют в арабских газетах тексты, свидетельствующие о его баснословном богатстве - устранение Файяда для руководителя Палестинской автономии было куда более важной задачей, чем какое-то там правительство национального единства. И в этом смысле Аббас повторяет урок первого главы автономии, Ясира Арафата, который примерно по тем же соображениям избавлялся от самого Аббаса, да и от других своих авторитетных соратников.
В Газе великолепно понимают, что разговоры о скором формировании правительства национального единства могут обернуться бесконечными переговорами, которые ни к чему не приведут - а тем временем Хамдалла будет восприниматься как уважаемый умеренный интеллектул, с которым - учитывая его западное образование - визитерам из Вашингтона или Брюсселя будет куда приятнее провести время, чем с премьером Газы Исмаилом Ханией. Да и арабские шейхи, от щедрости которых зависит ХАМАС, падки на ученые степени куда больше, чем на революционную риторику. Не случайно именно поэтому представители ХАМАСа раздраженно прокомментировали назначение нового премьер-министра, заявляя о его нелигитимности и неправомочности создаваемого им кабинета, и заявили, что правительство национального единства должно было быть создано «уже вчера».
Впрочем, пока что главной задачей Хамдаллы - и одновременно тестом на его самостоятельность - будет поиск кандидата на пост нового министра финансов. Именно отставка бывшего министра Набиля Касиса привела к окончательному разрыву между Аббасом и Файядом - президент автономии хотел, чтобы министр оставался на своем посту, а премьер принял его отставку. И теперь остается только понаблюдать за тем, сможет ли Хамдалла найти и порекомендовать Аббасу «своего» министра финансов или же такого министра предложит ему сам Аббас. От ответа на этот вопрос будет зависеть, насколько серьезным будет влияние нового премьер-министра на реальные политические и экономические проблемы в автономии и сможет ли он стать серьезным партнером для Израиля и Запада.
http://www.politcom.ru/15858.html