Оппозиционные узбекские сайты утверждают, что глава государства Ислам Каримов тяжело болен - якобы вскоре после празднования Новруза - а именно в этот день, 19 марта, Каримова в последний раз видели на публике - он перенес инфаркт, и этот факт скрывается от общественности. Официальные источники никак не комментируют эту информацию, а дочь президента Гульнара в своем микроблоге на твиттере высказала недоумение по поводу того, что кому-то вообще может прийти в голову мысль о здоровье человека, еще на днях выступавшего и даже танцевавшего на празднике. Действительно, Каримов выглядел неплохо - но он уже не мальчик, совсем недавно было отпраздновано его 75-летие. И каждый новый слух о состоянии здоровья президента порождает вопрос: а что дальше?
Хорошо помню одну из своих первых поездок в Узбекистан вскоре после провозглашения независимости. Недавно лишившийся должности бывший вице-президент страны Шукрулла Мирсаидов - его считали одним из главных конкурентов Каримова - принимал меня в своем ташкентском офисе. В другом конце Ташкента я встречался с лидером умеренной оппозиции Мухаммадом Салихом. С радикалами из «Бирлика» встретиться пришлось на одной из центральных улиц - мы вместе поели плов. При этом мне даже и в голову не приходило, что все эти контакты отслеживаются узбекскими спецслужбами, потому что я и не думал скрывать их от своего главного собеседника в Ташкенте - Ислама Каримова. Бывший первый секретарь ЦК республиканской компартии, пересевший в президентское кресло, выглядел прагматиком, заинтересованном в укреплении только что появившейся государственности и готовым закрывать глаза на оппонентов ради создания привлекательной витрины - тем более, что уже тогда эти оппоненты ничем ему не угрожали.
Теперь все иначе - да, собственно иначе уже лет 20. Мирсаидов скончался в прошлом году, но никакой роли в политике он не играл с 90-х. Салих - давний политэмигрант. Радикалы разгромлены. Каримов - живой бог, отец Отечества, создатель государства, авторитет, которому можно лишь благодарно внимать. При его появлении все встают, долго аплодируют, портреты на каждом шагу. Не то что никакой конкуренции - никакого представления о возможном преемнике. При этом клановость, присущую узбекской политике до Каримова, никто не отменял - соперничество разнообразных региональных и предпринимательских группировок лишь сдерживается авторитетом вождя. Каримов, конечно же, может и появиться на публике спустя несколько дней - и тем самым опровергнуть все слухи о своем нездоровье. Но его появление не отменит главного для узбекской государственности вопроса: что после Каримова.
http://www.politcom.ru/15546.html