Депутат Европейского парламента Юстас Палецкис, на днях посетивший Беларусь для написания доклада о взаимоотношениях между Беларусью и Евросоюзом, заявил, что если до поездки в Белоруссию ощущалось какое-то очень слабое потепление в отношениях между ЕС и Белоруссией, которое потеплением и назвать-то трудно, скорее, один-другой шаг в этом направлении, то после поездки в Минск оптимизма немного больше. Вместе с тем Палецкис отметил, что никакого прогресса в этих ваимоотношениях не будет без освобождения политзаключенных - а никаких конкретных обещаний в связи с этим он от беларусских чиновников не получил.
Евродепутат, который встречался в Минске с чиновниками среднего звена, всегда был осторожным оптимистом в отношении Беларуси - и, возможно, именно поэтому ему разрешили приехать в страну и провести встречи не только с официальными лицами, но и с представителями белорусской оппозиции. Правда, среди этих оппозиционеров не было сторонников радикального подхода по отношению к правящему режиму - что, конечно же, облегчает оптимистичное отношение Палецкиса к происходящему. Именно поэтому приезд депутата Европарламента сразу же вызвал критику в оппозиционных кругах, которые заподозрили Палецкиса в двойной игре. И доклад он стал готовить по собственной инициативе, и с большим одобрением к его поездке отнеслись в официальных кругах, да и вообще - кто такой Палецкис в прошлом - бывший сторудник МИД СССР и секретарь ЦК Литовской компартии? Можно ли от человека с такой биографией ожидать настоящего осуждения диктатуры? Конечно же, он приехал для того, чтобы сказать, что с режимом Лукашенко нужно опять попытаться разговаривать.
Но нетрудно заметить, что осторожный оптимизм Палецкиса отражает все же и разочарование в том, что представители официального Минска не хотят услышать даже тех европейских политиков, которые стремятся к возобновлению диалога. Миссия Палецкиса отражает скорее общий литовский подход, который выражен в стремлении хоть как-то общаться с соседней страной, а не его биографические особенности - просто политику с советским аппаратным прошлым гораздо проще общаться с людьми, застрявшими в Советском Союзе. Но Палецкис ожидает от белорусских чиновников хотя бы каких-то шагов навстречу, хотя бы каких-то конкретных обещаний, которые позволили бы ему сказать коллегам, что подвижки могут быть и с Минском нужно разговаривать. Именно таких обещаний он и не слышит - и поэтому может оставаться оптимистом до бесконечности, все равно этот оптимизм ничего не меняет в реальных отношениях ЕС и Беларуси.
http://www.politcom.ru/15540.html