Газовый шляхтич

Feb 15, 2013 19:42

Буквально через несколько дней после смерти российского «газового короля» Рема Вяхирева в Варшаве простились с его главным польским партнером - миллиардером и главой компании Bartimpex Александром Гудзоватым. Гудзоватый в 90-е годы считался одним из самых влиятельных бизнесменов страны, активно участвовавшим в решении энергетических проблем и политической жизни. Он фактически монополизировал поставки российского газа в Польшу, общался с руководителями страны и принимал на работу бывших министров.

Сейчас уже трудно понять, какими были причины этого успеха и зачем для поставок российского газа понадобилась посредническая фирма. Но в 90-е и России, и Польше было не до выяснения тонких материй: одному государству нечем было платить за сырье, другое нуждалось хотя бы в какой-то схеме оплаты. Именно в это время на сцене и появляется компания Гудзоватого: будущий миллиардер оказался главным участником посреднической схемы, затем с успехом применявшейся и на постсоветском пространстве. Польша стала платить за газ товарами, а Гудзоватый - подсчитывать прибыль. Понятно, что без особых отношений с российскими «газовыми генералами» здесь не обошлось, поэтому Гудзоватого в Польше всегда подозревали в симпатиях к России и готовности содействовать левым силам. Гудзоватый действительно был для левых своим, хотя вложил немалые деньги в предвыборную кампанию первого президента демократической Польши Леха Валенсы в 1995 году, по сути, став ее главным спонсором. Отношения с посткоммунистическим лагерем, как это ни странно, сложились у Гудзоватого уже после поражения Валенсы - так что, если бы польская история сложилась бы иначе, газотрейдер мог бы и не восприниматься как один из главных друзей левых сил. И, тем не менее, закат его бизнеса был связан не столько с поражением левых и возвращению к власти правительства «Солидарности», сколько с избранием нового президента России и сменой руководства «Газпрома». Владимир Путин был заинтересован в отказе от прежних корпоративных схем не меньше, а то и больше, чем польские власти. «Газпром» разорвал контракт с фирмой миллиардера и Гудзоватый даже судился с недавними благодетелями, выиграв у них 35 миллионов долларов, в его ситуации, конечно же, скорее моральную компенсацию. В Москве это запомнили: лично Путин потребовал проверить на наличие коррупционной составляющей сделки, согласно которой Гудзоватый оказался одним из владельцев газопровода Ямал-Европа.

Но к этому времени влияние Гудзоватого было подорвано и в Польше: это произошло после того, как в СМИ появилась запись разговора во время частного обеда экс-премьера Польши Юзефа Олексы и Гудзоватого. Олекса не стеснялся в характеристиках товарищей по левому лагерю. В ходе скандала выяснилось, что Гудзоватый вообще записывал своих гостей, хотя сам он утверждал, что охрана делала записи без его ведома. Как бы то ни было, а польские политики стали сторониться эксцентричного миллиардера. Гудзоватому остались воспоминания, филантропия и рейтинги влиятельности и богатства, в которых он с каждым годом опускался все ниже, впрочем, оставаясь одним из самых богатых людей Польши. Но уже не одним из самых влиятельных. Показательно, что даже в зените этого влияния «олигархом» Гудзоватого называли разве что в российских СМИ - польская экономика просто не предполагала «олигархов» и главу Bartimpex воспринимали на родине просто как очень удачливого бизнесмена с не совсем понятными связями в Москве, но отнюдь не как человека, диктующего политикам повестку дня.

http://www.politcom.ru/15327.html

Польша, Россия, Газпром

Previous post Next post
Up