60 лет назад в Москве полным ходом шло следствие по делу мерзких врачей-убийц, умертвивших выдающихся деятелей Коммунистической партии и Советского государства товарищей Жданова и Щербакова и готовившихся к новым преступлениям. Советских людей того времени было не удивить подобными обвинениями: они уже привыкли, что убийцами могут оказаться даже члены политбюро и маршалы, а что на жизнь самих членов политбюро могут покушаться какие-то там врачи, это вообще было в порядке вещей.
И все же это было последнее такое следствие, так и не превратившееся в показательный процесс. Со смертью Сталина безумие советского строя, конечно, никуда не делось, но вымышленные обвинения в убийствах для достижения политических целей или просто ради удовольствия вождя - это исчезло. И когда в 70-х - 80-х годах прошлого века мне на глаза попадались стенограммы сталинских процессов или речи Вышинского, все это - несмотря на отправленных в лагеря диссидентов, высланного Сахарова и прочие художества брежневских времен - казалось уже абсолютной дикостью. Или, как сказали бы пламенные патриоты самого передового в мире строя, - перегибами. Или, как сказал бы сам Иосиф Виссарионович, - головокружением от успехов.
Но Сталин еще не успел умереть, а Янукович уже родился. И сейчас президент демократической до колик и отчаянно стремящейся в Европу Украины переживает то самое головокружение. Спустя 60 лет после "дела врачей" вновь вернулась тень политических процессов по обвинениям в убийстве. Юлия Тимошенко, отбывающая тюремный срок по обвинению в подписании "не того" контракта с Владимиром Путиным, на этот раз подозревается в причастности к гибели донецкого бизнесмена и политика Евгения Щербаня - некоронованного короля клана, политическим предводителем которого после его гибели стал сам Виктор Янукович.
Казалось бы, в этих обвинениях, воскрешающих историю 16-летней давности, нет никакой логики. Януковичу - в особенности накануне саммита Украина-Евросоюз - отнюдь не обязательно привлекать внимание к судьбе самой известной политической узницы континента. Но у украинского президента своя логика. Он убежден, что европейцы, жутко напуганные тем, что он вот-вот сбежит к Путину и Украину с собой прихватит, не станут вновь напоминать ему о Тимошенко. А вот Европейский суд, который собирается рассмотреть апелляцию защиты бывшего премьера, вполне может потребовать ее освобождения. И на этот случай у Януковича припасено приглашение на казнь. То есть на пожизненное заключение, к которому уже пообещал приговорить оппозиционерку украинский генеральный прокурор.
В этом должно быть что-то необыкновенно увлекательное: через 60 лет после "дела врачей" вновь оказаться в сталинском Советском Союзе - стране жестокого самодовольного предводителя, нелепых страшных обвинений, выслуживающихся прокуроров, покорных судей, садистов-тюремщиков, инертного общества, озабоченного выживанием и теряющего остатки нравственности в поисках денег. Начинаешь ощущать, что речи Вышинского, все эти вскрики и модуляции, - это абсолютная чепуха, главное - атмосфера, тягучая, как бесконечный сырой туман над киевскими холмами. Атмосфера, которой мы не знали, а теперь знаем. Начинаешь понимать, почему твои собственные бабушки потом всю жизнь боялись собственной тени. Это, конечно же, абсолютная журналистская удача - увидеть все это. Если бы только не жить в это подлое время.
Грани.Ру: Воскрешение убийств
Президент демократической до колик и отчаянно стремящейся в Европу Украины переживает то самое сталинское головокружение от успехов. Спустя 60 лет после "дела врачей" вновь вернулась тень политических процессов по обвинениям в убийстве. Юлия Тимошенко на этот раз подозревается в причастности к гибели донецкого бизнесмена и политика Евгения Щербаня.