Министр иностранных дел Турции Ахмет Давутоглу обвинил сирийские власти в помощи боевикам из Рабочей партии Курдистана. «Башар Асад снабжает их оружием. Да - это уже не домыслы, а факт. Мы уже предприняли необходимые меры для нейтрализации этой угрозы» - заявил глава турецкого дипломатического ведомства, отметивший, что турецкая разведка нашла боевиков КРП в населенных курдами городах Кобани и Африн на севере Сирии.
Башар Асад, конечно же, будет отвергать эти обвинения, чтобы не дать Анкаре повода ввести свои войска на турецкую территорию. Но джинна из бутылки он уже выпустил. И дело не столько в снабжении оружием боевиков, сколько в предоставлении сирийским курдам возможности самостоятельно защищать территорию своего проживания на севере страны. В обстановке царящего в Сирии хаоса и продолжающейся смертельной борьбы между режимом Башара Асада и оппозицией хорошо организованные курды могут оказаться вполне способными создать настоящую автономию на сирийско-турецкой границе. Причем, в отличие от Иракского Курдистана, где долгие годы шла борьба между двумя ведущими партиями курдов, Сирийский Курдистан вполне сплочен: главная курдская партия, Партия демократического развития, вообще не имеет конкурентов. И даже выпущенные из сирийских тюрем - в назидание Анкаре - боевики КРП немедленно примкнули к этой политической организации.
Таким образом, создаются реальные возможности для появления уже второго - сирийского - Курдистана. Иракский Курдистан давно уже представляет собой государство в государстве, а его политические лидеры оказывают решающее влияние на развитие ситуации во всей стране. Теперь такие же возможности - пусть и в меньшей степени - появляются у лидеров сирийского Курдистана. Новая сирийская власть - даже если предположить, что Асаду удастся удержаться - в любом случае будет слабой и не захочет создавать себе новые проблемы на курдском направлении. А если к власти в Сирии придет требующая отставки Асада оппозиция, ей придется договариваться с курдами - трудно представить себе, что оппозиционные отряды пойдут на штурм Африна.
Для Анкары это все, конечно же, тревожные новости. В Турции хотели скорейшей развязки ситуации в Сирии еще и потому, что понимали возможность появления еще одного Курдистана и активизации позиций боевиков КРП в самой Турции. Рано или поздно турецким властям придется задаться вопросом: почему может быть иракский Курдистан, сирийский - но не может быть турецкого? Сейчас само появление турецкого Курдистана как полноценной автономии в составе Турции сдерживается только силой - и оправданием этой силы служит страх перед возможным расколом турецкого государства. Но, думается, к такому расколу рано или поздно приведет нежелание Анкары считаться с реалиями, теперь уже возникающими на границах Турции. Если иракские и сирийские курды могут определять свою судьбу и создавать автономные образования в государствах своего проживания, то почему такое же право не может быть предоставлено курдам в самой Турции? Это неприятный вопрос для Анкары, но ответ на него необходим - так как от правильного ответа зависит само выживание Турции в ее нынешнем виде.
http://www.politcom.ru/14345.html