Mar 07, 2012 10:55
Лидеры кланов и полевые командиры вооруженных формирований Восточной Ливии (Киренаики) объявили о выходе из временного правительства и создания автономной области и выбрали главой новой структуры шейха Ахмада Зубайра. Такое решение было принято на съезде, прошедшем в окрестностях Бенгази. Участники съезда от имени населения Киренаики призвали к закреплению федеративного устройства нового ливийского государства, а шейх Зубайр пообещал отстаивать эту точку зрения перед Национальным советом, до сих пор категорически отрицавшим саму возможность такого конституционного решения.
Киренаика всегда занимала особое место в ливийской истории. Родина короля Идриса I, она пользовалась привилегированным положением среди трех провинций тогдашнего государства. Прийдя к власти, Муамар Каддафи отменил провинциальное разделение - а вместе с ним ушло в прошлое и особое положение Киренаики. Не удивительно, что четыре десятилетия диктатуры жители бывшей королевской провинции ощущали себя обделенными и угнетаемыми невежественными кочевниками, присвающими себе основные доходы от ливийской (киренаикской!) нефти, а потом еще и делящиеся с ними, настоящими собственниками богатства, отстатками своей барской щедрости. Именно поэтому восстание против Каддафи началось именно на территории Киренаики, и Бенгази стал его столицей. Но уже в дни ливийского мятежа эксперты задавались вопросом: а дальше-то что?
Ливийский диктатор уничтожил в стране не столько демократию - ее, разумеется, и не было здесь никогда - сколько саму память о государственных институциях как инструменте разделения ответственности. И, естественно, в ситуации, когда несколько поколений вырастает в унитарной стране, идея федерации воспринимается исключительно как первый шаг к расколу. Что здесь удивительного? Достаточно посмотреть на бывший Советский Союз и увидеть, что россияне продолжают преспокойно жить в федеративном государстве и идея упраздения субъектов федерации не встречает поддержки большинства населения - потому что РСФСР была федерацией всегда - а уже украинские граждане воспринимают предложения о преобразовании своей страны в федерацию с ужасом, считая, что в этом случае раскол неминуем.
В Ливии будут думать точно также. Именно поэтому так важно найти взаимопонимание на данном этапе, когда еще силен революционный энтузиазм - и именно он может стать основной для компромисса между теми, кто настаивает на возвращении к временам королевства с его тремя большими провинциями и теми, кто хочет сохранения унитарной Ливии. Собственно, поиски такого компромисса уже начались, когда Национальный совет предложил забронировать за Киренаикой 60 из 200 мест в новом парламенте. Но это предложение было отвергнуто восточными кланами - и съезд представителей бывшей провинции показал, что в Бенгази хотят большего.
www.politcom.ru
Ближний Восток,
Ливия