Mar 01, 2012 21:00
Конечно, войска сирийского диктатора Башара Асада имеют все возможности отбить у повстанцев третий по величине город страны. И президентский брат Махер Асад, этой сирийский генерал Грачев, обещавший, по распространенной легенде, навести порядок в стране за несколько дней, сможет, наконец, реабилитироваться и продемонстрировать, насколько эффективна жесткая тактика подавления бунта. Но дальше-то что?
Дальше - мы знаем по биографии генерала Грачева, втянувшего Россию в кровопролитную войну. У российских войск были все шансы взять Грозный и другие города Чечни. И разве не взяли? Взяли, а потом ушли, а потом заключили перемирие, а потом опять взяли, а потом «зачистили» и наконец-то навели порядок - и 4 марта в Чечне, как и по всей России, пройдут президентские выборы. Чем не пример для Махера Асада?
А тем не пример, что в чеченском случае речь шла о локальной территории, к тому же далеко находящейся от основных центров страны. Можно было представить себе, что ответом сторонников Джохара Дудаева станут террористические акты, но совершенно нельзя было себе вообразить многотысячную демонстрацию этих сторонников в центре российской столицы. И даже если представить себе, что такая демонстрация состоялась, она явно не получила бы поддержки большинства населения Москвы и других городов России. Когда генерал Грачев предлагал президенту Ельцину «усмирить» Чечню, речь шла о неверной оценке ситуации в одной отдельно взятой - и очень небольшой - республике Российской Федерации. Республике, которая до сих пор, несмотря на все военные операции, победы и «зачистки» живет своей собственной жизнью, по сути - по своим законам.
Махер Асад предлагает брату усмирить восстание в основной части страны. Он может взять Хомс, но от этого никуда не денутся недовольные в Дамаске и других сирийских городах. Каждая победоносная операция правительственных войск только увеличивает количество недовольных, ненавидящих, готовых пожертвовать жизнью ради уничтожения режима или даже физического уничтожения диктатора и его родственников. Что будет делать Башар Асад после того, как возьмет Хомс и перебьет повстанцев?
Проводить политические реформы? Обещать народу свободные выборы? Первые же по-настоящему свободные выборы - с конкуренцией, иностранными наблюдателями, свободным доступом к СМИ - режим проиграет и братьям Асадам придется отправляться на скамью подсудимых. Продолжать воевать до последнего сирийца? Но тогда зона сопротивления будет увеличиваться с каждым днем и рано или поздно придется штурмовать Дамаск так, как сегодня штурмуют Хомс. Начинать переговоры с оппозицией? Но Асад не видит перед собой никакой оппозиции, только террористов и боевиков. Да и опять-таки - какие переговоры, о чем? О свободных выборах? Так первые же свободные выборы режим проиграет...
Получается сплошной тупик - тупик военных побед. Никакой успех не обещает выживания режиму, ставшему к тому же настоящим изгоем в арабском мире. Махер Асад штурмует Хомс не для того, чтобы продлить срок существования обреченнного, по сути, режима, а для того, чтобы удовлетворить присущую любой настоящей диктатуре страсть к убийству непокорных.
www.politcom.ru
Ближний Восток,
Сирия