Feb 28, 2012 20:43
Первый вице-премьер Беларуси Владимир Семашко заявил об окончании финансово-экономического кризиса в стране - кризиса, фактически уничтожевшего сбережения белорусов и лишившего веры в завтрашний день тех, у кого она была. Даже, наверное, не веры в завтрашний день, а веры в государство, которую так долго культивировал у своих подданных Александр Лукашенко. Ничего, что в стране так и не проведены экономические реформы, ничего, что практически не существует никаких перспектив для развития собственного бизнеса, что свобода выражения мнений сведена к славословиям в адрес никчемного человечишки, монополизировавшего власть, ничего, что запрещена национальная символика и маргинализирован родной язык. Главное - что государство обеспечит вам зарплату, достойную старость, потребительскую корзину. И богатых у нас тоже нет, как в других странах. Ну, разве что один богатый - но он все делает для людей!
Кризис продемонстрировал, что все это - неправда. Что деньги, которые государство выплачивает беларусам, мгновенно превращаются в бумагу. Что достойная старость грозит обернуться нищетой - ведь отложить на «черный день» не удается ну буквально ничего, а пенсия при таких темпах девальвации белорусской национальной валюты ничего не гарантирует. Ну, а что касается отсутствия богатых - то бегство одних, неожиданно возникших из ниоткуда, белорусских олигархов и арест других продемонстрировал, что Александр Григорьевич - конечно, не коммунист никакой. И он сам деньги любит, и своим приближенным до поры-до времени любить не мешает.
Но даже если согласиться с мыслью белорусского вице-премьера об окончании кризиса, то стоит понять: какой же ценой? Ведь до головокружительного падения в экономическую пропасть Беларусь была одной страной, а после - стала совершенно другой. И это великолепный урок, который Александр Лукашенко преподал своему соседу и коллеге Виктору Януковичу.
До кризиса Лукашенко контролировал столь важную для российского «Газпрома» белорусскую трубу. Именно этот контроль позволял ему отказывать Москве в приватизации крупнейших белорусских предприятий, ссориться относительно долгов за энергоносители, улетать в Каракас в день прибытия в Беларусь Владимира Путина и инициировать появление в белорусских СМИ ругательных материалов о российских премьере и президенте. Но в ходе кризиса российские руководители «дожали» упорного «батьку» и забрали у него контроль над ГТС. Последняя возможность даже для теоретически равноправного диалога с Москвой исчезла. Из настоящего президента Лукашенко превратился в обыкновенного губернатора. Да, возможно, более самостоятельного, чем президенты Мордовии или Кабардино-Балкарии, но явно не обладающего возможностями на собственное усмотрение распоряжаться ресурсами собственной страны. И теперь не только белорусы без особой уверенности смотрят в будущее. Теперь с такой же неуверенностью думает о своих песпективах их президент. Ведь собирающийся возвратиться в Кремль Путин вряд ли забудет, с каким презрением относился к нему Лукашенко после ухода российского коллеги с президентской должности. И вполне может захотеть наконец-то избавиться от надоевшего «батьки» и заменить его кем-то более понятным - ну примерно так, как это хотели сделать в Южной Осетии или Приднестровье. Конечно, нет уверенности, что у Москвы все получится, но выстоять Лукашенко будет непросто.
Ориентирующиеся на Россию украинские политики и эксперты, кстати, ждут, что Янукович повторит судьбу Лукашенко - стоит только дождаться усиления украинского кризиса и тогда уже «дожать» теперь украинского «батьку», отобрав у него трубу в критической ситуации. Так что Виктору Федоровичу следует внимательно следить за судьбой Александра Григорьевича, чтобы не попасть впросак и не оказаться в схожем незавидном положении вчерашнего президента и сегодняшнего губернатора.
www.glavred.info
Украина,
Беларусь,
Россия