Заложники Аббаса

Sep 20, 2011 22:33

Открытие сессии Генеральной ассамблеи ООН, на которой палестинская делегация собирается поставить вопрос о признании независимости Палестины, заставит крепко призадуматься не только израильских или американских, но и российских дипломатов. Формально Россия находится в болеем выигрышном положении, чем многие другие страны. Она признала палестинскую независимость еще во времена Ясира Арафата, когда к возможности появления настоящего государства на Западном берегу Иордана и в секторе Газа никто не относился всерьез, открыла у себя посольство Государства Палестина, работающее по сей день. Но мы прекрасно понимаем, что на самом деле речь идет о "другой" Палестине. Во времена Арафата Советский Союз признавал виртуальное государство, у которого ничего не было - ни территории, ни населения, ни настоящего правительства - ничего. Признание независимости этой несуществующей Палестины было пропагандистским шагом - а в ЦК КПСС любили такие шаги.

России придется признать Палестину Махмуда Аббаса - с правительством, населением, территорией и всеми конфликтными последствиями и самого этого признания, и самого провозглашения независимости. Нет нужды напоминать, что для Израиля одностороннее провозглашение независимости автономии будет означать отказ от ранее достигнутых мирных договоренностей и свертывание мирного процесса как такового. Ведь провозглашение независимости Палестины не даст ответа ни на вопрос о границах государства, ни о его отношениях с соседями, ни о внутреннем единстве - если учесть, что сектор Газа этой независимости не хочет, так как для ХАМАС появление чего-либо рядом с Израилем, а не вместо еврейского государства является поражением априори.

Возможно, именно эта реакция ХАМАС и заставляет Аббаса настаивать на своем: провозглашая независимость, он становится героем, чуть ли не "отцом Отечества", заставляющим всех и вся считаться с собой. А раздраженная реакция Израиля только прибавит ему популярности. Арабским лидерам придется принимать Аббаса как равного, даже если настоящего государства так и не возникнет. Но то, что не является проблемой для арабов, может стать настоящим испытанием для больших региональных игроков.

Ясно, что после провозглашения палестинской государственности мир разделится на тех, кто ее признал - и на тех, кто будет требовать продолжения мирного процесса и урегулирования разногласий как предварительного условия для создания государства. Вторых будеи меньше - но они будут авторитетнее. И позиция их будет логичнее: нельзя создавать государство, если оно не может функционировать, само не знает, на каких землях на самом деле находится и не способно преодолеть внутренний раскол.

Если Россия во второй раз признает Палестину, она сохранит свой авторитет в арабских кругах, но потеряет возможность считаться международным посредником. Потому что придется не посредничать, а защищать интересы - даже не самого нового государства, а Аббаса и ФАТХа в их возможном противостоянии с противящимся независимости ХАМАСом. Вопрос только в том, насколько нужно России оказываться заложницей этих мелких амбиций и их крупных последствий.

www.politcom.ru

Ближний Восток, Палестинская автономия, Израиль, Газа

Previous post Next post
Up