Jan 11, 2005 14:08
Начальник вышел в молчальники
За несколько часов до истечения официального срока подведения итогов выборов президента Украины Центральная избирательная комиссия страны назвала имя победителя - впрочем, и так всем хорошо известное. В том, что новым президентом страны станет именно Виктор Ющенко, мало кто сомневался после решения о переголосовании второго тура выборов. И уж тем более результаты были очевидны после оглашения предварительных итогов "третьего тура". Тем не менее официально признанный глава государства появился на Украине именно сейчас. И именно сейчас можно ожидать ответов на те многочисленные вопросы о будущем, которые появились по ходу "оранжевой революции".
В Киеве размышляют о кандидатуре премьера, назначениях новых министров и балансе сил в парламенте. В Москве, разумеется, задумываются о новых российско-украинских отношениях. Весьма показательно, что даже на данный момент президент России все еще не поздравил нового президента Украины с победой на выборах. Это выглядит тем более демонстративно, если вспомнить, что после первого голосования во втором туре Владимир Путин поздравил Виктора Януковича, не дожидаясь официальных итогов: как объяснил сам российский лидер, по результатам exit polls.
Но даже если не вспоминать историю с двукратным поздравлением Януковича, ситуация выглядит странно - хотя бы на фоне немедленных поздравлений Путина по адресу новоизбранного главы Палестинской автономии Махмуда Аббаса (для пущей опреративности президент России даже направил к победителю своего специального представителя). С Украиной ничего подобного не происходит. Единственный серьезный знак внимания к соседней стране в рождественские каникулы - это визит в Москву председателя Верховной рады Владимира Литвина, приехавшего, как утверждают, по просьбе российской стороны. Поскольку никаких реальных результатов переговоры с Литвиным в новой политической ситуации принести не могли, визит был, по-видимому, призван продемонстрировать, что центром российско-украинских отношений становится не исполнительная, а законодательная власть, выступающая в роли посредника между не желающими общаться между собой президентами и, возможно, правительствами (последнее уже зависит от кандидатуры премьера, которую предложит Ющенко).
Примерно такая же политика в настоящее время проводится Москвой по отношению к Грузии - Россия делает все возможное для ослабления позиций раздражающего Путина президента Михаила Саакашвили и активно флиртует со спикером парламента Нино Бурджанадзе. Итак, ничего нового и ничего личного. Косвенно это предположение подтвердил сам вернувшийся из Москвы Владимир Литвин, сообщивший, что на церемонии инаугурации нового президента Россию будет представлять председатель Государственной думы Борис Грызлов - а не Владимир Путин, как рассчитывали многие сторонники Ющенко, уверенные, что российский президент смирится с реальностью и начнет играть по новым правилам.
Среди этих сторонников оказалась и Юлия Тимошенко, выступившая на следующий же день после объявления итогов выборов с большой статьей в московской газете "Ведомости". Главный тезис декларации одного из основных кандидатов на пост премьер-министра Украины прост: Ющенко - это украинский Путин. А Россия на Украине не проиграла. Тимошенко откровенно рассказывает российскому читателю, что украинские оппозиционеры пытались достучаться до Кремля, чтобы объяснить, что их не нужно бояться, и удержать администрацию президента от опрометчивых действий. И это святая правда: украинская оппозиция действительно хотела контактов с Москвой, Виктор Ющенко лично обращался к каждому высокопоставленному российскому визитеру, посещавшему Киев вплоть до второго(!) тура выборов президента страны, - и всякий раз получал отказ. Естественно, сейчас новое украинское руководство вправе рассчитывать, что к его предложениям пообщаться отнесутся благосклоннее.
Но уверенности в этом нет. Россия и Украина продолжают жить в разных реальностях. Это видно даже из статьи Тимошенко. Например, Юлия Владимировна предлагает России посодействовать ее вступлению в ВТО, использовав авторитет и репутацию Виктора Ющенко. Для Москвы подобное предложение оскорбительно: предположить, что авторитет и репутация "какого-то" Ющенко сравнимы с авторитетом и репутацией "самого" Путина, может только враг России. К тому же Москва давно и безуспешно пытается заставить Киев вступать в ВТО на условиях, которые будут выработаны именно Россией на переговорах с этой организацией, - и предложение сделать все наоборот может только взбесить.
То же относится к тезису г-жи Тимошенко насчет сходства между Путиным и Ющенко в плане отстранения от власти олигархов. В Москве прекрасно знают, что в путинском случае это касается лишь отдельных фигур, и могут задуматься: а каким именно олигархам на Украине помешает правление Ющенко? Если тем, что были инкорпорированы в систему взаимоотношений с Москвой, то зачем же России такая борьба?
Не исключено, конечно, что Юлия Тимошенко права и компромисс можно отыскать. Однако сам факт обмена газетными статьями и интервью свидетельствует скорее об отсутствии реального диалога. И этот диалог пора начать - с поздравлений, которые задержались в пути.
Виталий Портников
11.01.2005
www.grani.ru
Украина