В недавней поездке в Беларусь случилось что-то важное, настолько глобальное, что обычно дает результат через полгода, а может и год, потому что такого глобального движения в моей жизни еще не было. Сдвиг материков.
Вчера я дочитала книгу “ГУЛАГ” Энн Эплбаум. Я начила читать книгу еще зимой и читала по чуть-чуть, продыхивая то, что я узнавала. А тут приехала и спокойно дочитала. Ведь эта книга рассказывает о продолжении белорусской истории, когда ссыльные становятся охранниками и я читала её с двух ракурсов: ссыльных и охранников, и всё это про мою семью. После Беларуси она читалась спокойно, с фиксацией: “Ага, значит было вот так”.
Кажется, я сейчас стала первым и единственным человеком в семье, который в состоянии спокойно смотреть в эту родовую бездну, в ту боль, ужас, страхи, разочаровние, потерю надежды и попытки выжить и жить. Это сочетание противоречий сейчас ощущается мною как поток жизни, который как мог, пробивался там, где казалось невозможно. Я теперь могу смотреть в это не отводя глаз и не давая оценок, могу знать и свидетельствовать. Могу понимать, почему было то, что я видела и поминать это. Новый для меня опыт.
А еще я могу смотреть в бездну места. Когда я гуляю по лесу с собаками, я всегда ощущаю трагедию адыгского народа, который был вытеснен после окончания войны 1864 года, и еще могу смотреть в расказачивание и голодомор на Кубани 1932-1933 годов. Это то, что мне позволяет жить здесь и ощущать это местом силы. Это я ощущала и раньше, но сейчас навык смотреть в бездну не содрогаясь, свидетельствуя и помня, вышел на новый уровень. И это хорошо, сопротивление этому: “Не хочу смотреть и видеть” забирало много сил. А теперь мне этого не надо делать.
Буду присматриваться еще.
P.S. Символичненько.