Я только что вернулась из Москвы с двухдневного семинара Светланы Адоньевой и Елены Веселаго “Рождение и смерть. Демоны границ” и у меня сейчас кризис самоидентификации.
У меня не получается раздувать щеки и называть себя специалистом, хотя темы переходов: рождение, свадьба, похороны и возрастные переходы я рою уже 12 с лишним лет, а это срок получения 2,5 высших образований.
Только при получении образования люди берут готовое, то, что им назначенные сверху преподаватели дают, а я сама ищу себе учителей, составляю списки литературы, которую нужно прочитать, провожу практические исследования как на себе, так и со слушательницами своих курсов, мы отбираем то, что работает в современных условиях, разбираемся с потребностями современных людей и как опыт традиционной культуры может в этом помочь.
Например обряд размывания рук, которым сейчас пользуются многие повитухи и доулы разработан мной в 2008 году для того, чтобы закрыть мои собственные роды. Узнав от Майорской Марии Борисовны о существовании этого обряда, я села за исследование, находила описание того, как это было в различных регионах, сосредоточила свое внимание на сходствах, отбрасывая различия, потому что если эта канва обряда бытовала везде, значит она особо важна для устройства нашей психики. Потом я пришла со своим трехлетним сыном в роддом и в холле этого роддома я как смогла, провела с врачом, принимавшей роды этот обряд. Плакали обе. И с тех пор вопрос, почему в моих родах все пошло не так, который мучал меня все эти годы исчез. Словно закрылась дыра куда утекало мое внимание - сила. Это потом я доработала обряд так, чтобы не обязательно было встречаться со своим врачом и можно было бы закрывать отношения в родах, спустя много лет после них.
Или проживание годового перехода после больших изменений, который я разработала на основе изучения свадебного и похоронного обрядов, которым я пользуюсь сама (в данный момент я проживаю годовой переход после переезда и каждый день думаю: “Как бы я справлялась, если бы не знала об этапах проживания годового траура?”) и которым успешно пользуются мои слушательницы.
А так же мы смотрим, что в нас проявляется неосознанно из жизни наших предков и мешает нам жить в современном мире. Например, на прошлой неделе мы в чате телеграмма исследовали как в нас проявляются сословия, к которым принадлежали наши предки.
Подозреваю, что более шустрые и честолюбивые люди смогли бы написать по этим темам диссертации и получить научные звания, а может они уже это делают, пока я “сижу - примус починяю”, ведь я все это делаю для своего интереса и для себя, не для чужих оценок. А с другой стороны все эти годы я дружу с множеством психологов и этнографов и противоречий у нас не возникает.
А еще кажется, когда каждый день пишешь о найденном, что все уже все давно знают. Хотя если задуматься, 2-3 тысячи читателей (столько было в ЖЖ и сейчас меня читает в соцсетях, речь не о количестве подписчиков) - это же капля в море. На семинаре, куда я ездила и где ⅔ участников были расстановщиками, я удивилась тому, что люди не знают элементарных вещей. Хотя опять же я хорошо помню, как с месяц укладывала у себя в голове то, что в народной культуре новорожденный больше относится к горизонтали, к миру мертвых, а мир живых - вертикаль. Я так не хотела с этим соглашаться. Но зто это объяснило мне почему люди так радуются, когда младенец стремится к вертикали: держит головку, садится, пробует еду живых. Почему многие стремятся ввести пораньше прикорм (подсознательное стремление сделать своим, очеловечить, кто есть то же что и я, тот - свой) или вываживать ребенка, хотя его мышцы и нервная система еще не готова делать первые шаги - это попытка ускорить его переход в мир живых.
И конечно для меня было очень важно получить нежданное благословение от Светланы Борисовны Адоньевой. Когда я представилась, мне было очень приятно услышать, что Светлана Борисовна с удовольствием читает меня, что я глубоко смотрю (вот еще зацепка, мне кажется, что я все по верхам скачу и слово “глубоко”, которое я слышу не в первый раз о себе, а тут еще от такого авторитетного для меня человека заставляет задуматься) и что мне стоит писать книги.
А на семинаре наш уголок (там была не только я, но и многие, с кем мы давно дружим в соцсетях) оказался самым сведущим в темах рождения и похорон, мы дополняли и задавали правильные вопросы, так что мой курс по похоронам получит небольшое дополнение в конспекте к курсу.
Эта поездка показала мне, что эти годы прошли не зря, я разбираюсь в этих вопросах и эти знания востребованы. Вероятно, общество взялось залечивать травму, нанесенную ХХ веком. Наши бабушки старались просто выжить, наши родители старались выжить на душевном плане и они это сделали. У нас же есть силы наконец-то начать разбираться в этих вопросах: какие мы? Почему мы ведем себя так в разных ситуациях, хотя не знаем как нужно или наоборот знаем, но делаем наоборот. Кто и что стоит за нами.
Эту готовность я увидели а на показе фильма “Сказки о маме”, посвященный нашим корням. И зал кинотеатра “Октябрь” был полным, и это были в целом молодые люди.
Я увидела, что все эти годы готовилась к тому, чтобы ответить на запрос, возникающий в обществе сейчас. Только мне нужно как-то больше проявлять себя, приезжать на семинары и фестивали, писать книги.
Потому что запрос большой, а тех, кто могут качественно на него ответить - мало. То, что сейчас делает Светлана Адоньева, и то, что она стала сотрудничать с Еленой Веселаго - тоже знак этого процесса, но это - капля в море.
А когда есть большой общественный запрос, появляются попытки его удовлетворить вроде этого фильма, где природа Архангельской области показана очень хорошо, а отсылки к народной культуре такие, что хочется промыть глаза и попросить вырезать их из фильма, оставив только виды природы.
А качество материала, системная его подача, ясность и, как выяснилось, глубина - это мой пунктик, плюс 12 лет работы с глубоким погружением, которые не сбросить со счетов. Нужно выбираться из-за монитора и своего уютного медвежьего угла.