Когда родился мой сын и я с головой погрузилась в материнство, так с головой, что стала консультантом по грудном вскармливанию, и какое-то время работала в центре «Культура материнства» в Новосибирске, я узнала о возрастных переходах, которые в современной культуре превратились в возрастные кризисы.
Но если кризисы мы сейчас воспринимаем как неизбежное зло, которое нужно пережить с наименьшими потерями, то в традиционной культуре это было ожидаемое событие, связанное с формированием нервной системы и с переходом к новой задаче, которую растущий человек готов решать.
Для меня тогда было большим открытием что наибольшую ценность для общества представлял взрослый дееспособный человек (что логично), а не ребенок, из которого еще неизвестно кто вырастет и вырастет ли (помним о высокой детской смертности), ведь в современной культуре у нас все наоборот и жизнь взрослых строится вокруг детей.
Помню, как меня тогда эта мысль потрясла и удивила, и я какое-то время была с ней не согласна. Моя наставница Елена Павловна не уставала повторять мне и матерям, которых она обучала, что «ребенок выполняет сопровождающую функцию в жизни взрослых», что означало: главное - жизнь взрослых, полная, радостная, счастливая, а дети учатся подражанием. Детство - это время, чтобы научиться тому, как живут взрослые, как быть взрослым.
Очень долго я эту мысль внутри себя оСВОЕвала, а в результате осознала, как низок был в моем представлении статус взрослого.
Взрослый - это скучно, это серьезно, это «мы тут не в игрушки играем», это одни обязанности, это взрослые проблемы и обслуживание детей. Быть взрослым вообще страшно, жизнь заканчивается и остается ее только доживать, ожидая старости и смерти. Именно такое восприятие взрослого распространено в нашем обществе, и так я воспринимала взрослость, пока не очистила свое представление о взрослости от этих наносов и не осознала, что взрослый человек наделен не только обязанностями, а еще правами, и со своей жизнью он может делать все, что захочет.
В детстве же взрослые казались такими могущественными, «Вот я выросту и смогу…». Но из-за того, что в сознании у меня был тот «испачканный» образ взрослого, я, как и большинство людей вокруг меня, избегала становиться взрослой. Культ молодости в нашем мире как раз из-за этого страха стать скучным взрослым. А в результате нет возможности воспользоваться всеми возможностями, которые даны взрослым, внутри остается чувство самозванки, что сейчас меня разоблачат. И это тоже очень распространенное чувство у большинства окружающих, которое здорово мешает идти к своей мечте.
Зато так и не повзрослевшим детям, но которые ходят на работу и обладают деньгами, можно легко внушать, как им нужно жить и что покупать - да, общество потребления держится на инфантильности якобы взрослых людей.
Когда я это осознала, то стала изучать, как мне стать взрослой. И это оказался долгий увлекательный путь, который и завершился моей поездкой в Москву. Да, так было задумано. Такие переходы важно отмечать. О переходах, какие они бывают, как их обставлять и зачем, я сейчас и буду писать.
Да, после возвращения я все примеряю на себя эту новую шкурку взрослой, и мне нравится. Оказывается, очень многие дела я сама саботировала, затягивала, избегала как раз для того, чтобы не проявить себя в полную силу, ведь могут разоблачить, а я же ма-аленькая. :)
А сейчас так интересно наблюдать, как я просто раз и делаю то, что нужно, без затягиваний и хождений вокруг да около.
Взрослой нужно стать, чтобы жить свою жизнь и суметь воспользоваться предоставленными жизнью возможностями.
И уже очень интересно, к чему это приведет. Впереди такие горизонты открылись!