Собираю камни.

Sep 28, 2015 09:38



Есть выражения «смотреть в глаза смерти», «смотреть в лицо смерти». Я его понимаю как метку. Человек, заглянувший в глаза смерти, уже никогда не будет прежним. Только смотреть можно по-разному: ужаснуться и, в случае выживания, перестать Жить. А можно встретиться взглядом спокойно, мягко, без паники и суеты, в разуме, и тогда узнается и открывается многое.
Я знаю. Я смотрела. Врачи в реанимации открыто говорили: «Мы сделали, все, что могли, дальше все зависит от твоего решения». И я решала. Оказалось, что смерть не страшная, скорее соблазнительная, дарующая легкость и успокоение. Я еще дней 10 колебалась, что мне выбрать и сделала выбор в пользу Жизни, скорее от ощущения, что игра не доиграна.

Зато смерть потеряла для меня ауру страха, которой она окутана в современной культуре. Словно сжатая пружина разжалась и множество страшилок-пугалок, которыми я была, как оказалось, окутана, перестали на меня действовать. Если меня пытаются чем-то напугать, я задаю вопрос: «И что тогда?», потом тот же вопрос на следующий аргумент, на следующий, и так, пока аргумент пугающего не упрется в смерть, физическую. В этом месте я пожимаю плечами и иду Жить дальше, потому что всему свое время, а умирать - не страшно.
А вот пугавший, вместо того, чтобы Жить, отправляется дальше выживать, чтобы избежать смерти. Именно, что избежать, ага, смерти, угу. Потому что в нашем обществе вечных подростков, царит уверенность, что молодость будет вечной, если делать то-то, питаться так-то, и совершать иные, порой изнуряющие, магические обряды в спортзалах, на кухнях и в магазинах. Ну а молодые не умирают же. Современные сорокалетние умудряются откладывать Жизнь, проживая черновик, словно их жизнь бесконечна, или у них есть в запасе парочка жизней и с какого-то момента можно сохраниться и попробовать заново.

После того, как я заглянула в глаза смерти и поняла, что жизнь в современном обществе, где разговоры о смерти - табу, что-то мне недодало, потому что к этой встрече я оказалась не готова. Это же один из больших важных переходов в жизни. Во всех обществах к нему готовились и уделяли большое внимание. Значит, люди уже накопили большой пласт знаний, как встречать смерть, как провожать умирающих, чтобы мертвые ушли в мир мертвых, а живые не омертвели, не заморозились, в мире живых.

И, вернувшись домой и собрав осколки своего сознания, как рассыпанные пазлинки, (то еще приключение было, полгода картинку складывать пришлось), я погрузилась в этнографию смерти. Сначала «чистых» покойников, а потом «нечистых».
Из этого исследования родились два тренинга. Один «Рождение, свадьба, похороны». Второй «Проводы русалки». «Проводы русалки» для тех, кто остался после потери тут, но заморозился.

А вот с «Рождением, свадьбой, похоронами», получилось интересно. Кусочек «Рождение» вышел успокоительным, внушающим уверенность в собственные силы, и за это его покупают и к нему возвращаются в следующей беременности. Но там я Америк не открываю. Я уже отошла от родильной темы и есть много прекрасных женщин, которые погружены в нее и могут дать сильно больше, чем я.
Часть «Свадьба» - оказалось темой живой и востребованной. И после нее свадьбы игрались (в том числе и у тех, кто свадьбу играл, но она вышла как попойка для друзей и родственников, где невеста с женихом больше занималась организационными вопросами, и о душевном переходе речи не шло), и я консультировала, как эти знания можно обыграть в конкретном случае, чтобы все получилось. Но сейчас я от нее немного отошла, потому что, пока я была погружена в эту тему, сила собиралась на мою свадьбу, которой не было. А когда выяснилось, что якобы муж (у нас была сугубо формальная регистрация), после 20 лет совместной жизни и двух детей, не собирается жениться, собранная сила бухнулась в развод. (Знания об устройстве переходов и сила и тут пригодились, все прошло довольно мягко для всех участников).

А вот часть «Похороны» получилась интересной. На нее и народу пришло мало, хотя оплачивали все части как единый тренинг. А это важно, увидеть единство этих трех переходов. Раньше люди жили общиной, и рождение-свадьба-похороны - было делом естественным. Дети с малолетства сопровождали взрослых в этих событиях и усваивали их как естественную часть жизни. А сейчас уже выросли бабушки, которые не знают, как близких хоронить.
Но были те, кто «Похороны» взяли. Такие интересные отзывы были: «Я так боялась слушать, а оказалось, что там ничего такого страшного и нет, все ясно, четко, без мистики».
Потом стали приходить письма наполненные стеснением и смущенностью с просьбой купить запись «Похорон», потому что кто-то из родных при смерти.

А сейчас я стала «собирать камни». Я уже и подзабыла об этом тренинге, и тут стала получать отзывы. У кого-то из слушательниц умерли близкие старшие родственики. И в результате этого настроя, что смерть не страшна, эти слушательницы сумели превратить последние дни с уходящим из тягостно- страшных, в задушевные, светлые, теплые. Они единственные были в разуме, и объясняли старшему поколению, что нужно делать. Они сумели передать свое спокойствие и уверенность уходящему. Они с пониманием отнеслись к проявлению боли, страхов, обид умирающего - необходимый этап, чтобы душа ушла легко. И в конце получилось заглянуть душа в душу. Это главное во всех трех переходах, откинуть личностные личины и увидеть душу друг друга. Собственно ради этого и нужны родильные, свадебные и похоронные обряды, вся эта подготовка, чтобы одна божественная часть увидела и узнала другую божественную часть. Чтобы одна душа потом легко ушла, а другая осталась доигрывать в этом мире, чтобы потом встретиться в том.

Эти отзывы - необыкновенный подарок для меня. Они достраивают мои знания, как провести переход «Похороны» в современном мире. И подтверждают возможность и важность встречи смерти спокойно, глядя ей в глаза. Спасибо.

Отзывы, Похоронный обряд, Переходы

Previous post Next post
Up