Оригинал взят у
maria_gorynceva в
Несколько цитат о святочных бесчинствахОпять-таки "просто оставляю это здесь". В связи с львовскими пасхальными обливаниями, которым со стороны групп парней подвергаются девушки на улицах, вспомнила одно суровое ритуальное бесчинство на святках, но не помнила, из которой статьи или монографии почерпнута информация. Одна дама, которая, видимо, решила, что я сочиняю от фонаря и наговариваю на Великого Скрепохранителя, коим является русский народ, потребовала ссылок. Чтобы никто больше подобным образом не придирался, напрягла память и вспомнила, что цитата из книг, купленных в исторически недавнем прошлом. К счастью, "недавние" книги пока не упакованы в коробки, и сборник нашёлся сразу. Шикарный сборник -
по содержанию; ну а если брать форму, то ласточки-издатели забыли про оглавление. Представляете, сколь чудесно собрание статей примерно в четыреста страниц - и без оглавления?
Ну и на будущее сообщаю всем дамам-альпинисткам, которые лихо раскидывают толпу мужчин зонтиком и пинками: я никогда не придумываю ничего, когда речь идёт о том, чем я профессионально занималась. Я могу не помнить точно, могу изложить своё предположение или догадку (на одном известном форуме такой метод называется "ну я додумала - и чо?"), но я всегда честно скажу об этом. Что, мол, точно не помню. Или что это всего лишь моё предположение, которое основывается на том и на этом.
Ну и теперь собственно по теме.
Святочные обряды, как известно, были связаны с репродуктивной магией, которая была призвана восстановить силы ослабевшего солнца и силы земли, а также взбодрить самих членов сельской общины. Вероятно, обходы ряженых должны были изображать визиты предков в дома живых, и таким образом святочное время было периодом "смешения" миров и как следствие - снятия ряда социальных запретов на определённые действия. В частности, все святки и святочные обряду густо пронизаны эротикой. Такие игры как игра "в покойника", "в кузнеца", "в рыбаков" имели пуантой демонстрацию мужских половых органов девушкам. Например, по жребию выбирали парня, который должен был играть покойника и, как пишет исследователь, "приводили в беспорядок его одежду". Если говорить прямо, развязывали ему портки и вытаскивали Основной Предмет. Покойнику вставляли в рот зубы, вырезанные из редьки, мазали лицо сажей и клали "труп" на лавку. После этого девушек, собравшихся на молодёжную посиделку, парни по очереди силой подволакивали к лавке и заставляли "целовать покойника". Им было, по воспоминаниям информанток, страшно, но куда ж было деваться? Страшно, кстати, было и парню, исполнявшему роль "покойника". В конце концов покойник вскакивал и принимался гоняться за девками (очевидно, путаясь в портках). Это была кульминация веселья. В театрализованной игре "в кузнеца" сам "кузнец" был либо в чём мать родила, либо при каждом взмахе бутафорским молотом с него спадали портки (здесь полагалось громко смеяться). Объявлялось, что кузнец перекуёт присутствующих старух на молодок или девок.
Приведу цитаты из трудов моих коллег, которые писали о ритуальных бесчинствах на святки:
"Ряженые мужики и парни не только демонстрировали девушкам свой срам, но и вели себя агрессивно по отношению к ним: били или стегали их пониже спины, тискали, валяли по полу, а иногда даже поднимали за ноги и натирали им снегом между ногами". (Морозов И.А., Слепцова И.С. Свидание с предком (Пережиточные формы ритуального брака в святочных забавах ряженых) // Секс и эротика в русской традиционной культуре. М., 1996. С. 248--304).
"В общей атмосфере раскрепощённости, возбуждённости, веселья девушки должны были испытать неподдельные страх, стыд, отвращение и физическую боль". (Лурье М.Л. Эротические игры ряженых в русской традиции (По дореволюционным публикациям и современным записям)// Русский эротический фольклор. М., 1995. С. 177--184).
"В святочных развлечениях принимала участие главным образом молодёжь предбрачного возраста и молодые мужики. Все они выполняли определённые роли, которые в известном смысле соответствовали их будущим половозрастным ролям. Мужчина выступает здесь как субъект обряда, он самостоятелен, агрессивен и инициативен; девушка, наоборот, объект действия, она безынициативна и пассивна.
<...>
Бесчинства и оргиастичность поведения были подчинены задачам посвятительного характера: девушек подвергали испытаниям, связанным с преодолением стыда; в такой эпатирующей форме их приобщали, по-видимому, к будущей сексуальной жизни". (Агапкина Т.А., Топорков А.Л. Ритуальное обнажение в народной культуре славян // Гендерный подход в антропологических дисциплинах. СПб., "Алетейя", 2001. С.11-25, цит. со стр. 15).
Конец первой серии.
Добавлю, что было ещё и святочное насилие над детьми с забрасыванием их снегом и поливанием сверху холодной водой, причём дети были раздеты донага. Но это отдельная поэма - дети в ритуалах.
Также нельзя не упомянуть, что были и специальные женские обряды, когда женщины брали ритуальный реванш, и мужчины были ими побиваемы, изгоняемы и даже ритуально обнажаемы. Как говорится, симметричный ответ или "наш ответ Чемберлену". Но это в следующей серии.
This entry was originally posted at
http://maria-gorynceva.dreamwidth.org/59112.html. Please comment there using
OpenID.