Уж сколько говорено-переговорено о том, что ребенок должен разбираться в вопросе «свой» - «чужой». Относится к чужим настороженно - естественно, это один из механизмов обеспечения безопасности, в ребенке такой механизм заложен, и задача родителей помочь этот механизм активизировать (ага, в сложных случаях с применением того самого «страшного дядьки»).
Но тут имеется один момент, о котором почему-то забывают. А ведь он тесно связан с генетическими ожиданиями ребенка. Все мы (и дети в том числе) ожидаем, что будем являться членами большого сильного клана. У славян в дохристианские времена Род был высшим божеством. Худшее, что могло произойти с человеком - это стать изгоем в своем роду. И хотя сейчас мы живем в другом мире, ожидания, что у нас за спиной стоит сильный род никуда не делись.
У меня была возможность это почувствовать, когда я была в с.Куртун под Иркутском. Село основал мой предок. На кладбище встречались лишь три фамилии: Ивановы, Гусевы и Вокины. В обычной жизни я своих однофамильцев не встречала, а тут полдеревни однофамильцев, которые живут здесь не одно поколение и все они - мои родственники. Ощущение очень сильное, даже сейчас вспоминаю и мурашки по коже. Что уж говорить о детях, в которых генетическая память еще свежа и девственна.
Из разных источников следует, что ожидаемое минимальное количество «своих» будет от 32 до 50 человек. Поясню, речь идет не только о «своих-в-доску» т.е. людях, которые постоянно живут дома с ребенком или посещают его раз в неделю, а и о просто «своих», с которыми мама время от времени общается, а ребенок это видит и считает этих людей кандидатами в «свои-в-доску». А теперь посчитайте, с каким количеством людей вы общаетесь в присутствии малыша хотя бы за месяц. Хорошо, если таких наберется десяток. Редко у кого получается требуемые 32-50 человек. Но ребенок точно знает, что они должны быть, поэтому он будет в каждом прохожем искать этих «своих». Вы постоянно здороваетесь с продавцом, когда покупаете овощи? Прохожий остановился, чтобы спросить вас о поле и рационе вашей собаки? Ребенок это видит? Не удивляйтесь если он сходу начнет проявлять лояльность к этим людям. Ведь он надеется: «А вдруг это и есть те самые свои?»
И еще такой момент. Еще лет 100 назад по цвету и элементам в одежде можно было определить, откуда этот человек, из какой деревни, какого роду-племени. Сейчас все не так ясно, но потребность в такой сигнальной системе осталась. Особенно это видно в молодежной моде, где возникает масса течений и представитель каждого течения одевается так, чтобы «свой» смог узнать «своего» издалека. У детей опять же эта потребность ярко выражена.
Вчера я имела удовольствие наблюдать, как мой ребенок удовлетворял потребность в «своих» и в том, чтобы этих своих было легко узнать.
2 августа - День ВДВ. Мой горячо любимый муж имел удовольствие провести незабываемый год в рядах Бердской бригады ВДВ. Вчера еще утром он надел синий берет, и отправился на работу. Вечером мы с мужем и сыном гуляли в Березовой роще, где ВДВшники отмечали праздник. Когда мы зашли в рощу, к нам сразу подрулило два бугая в тельняшках и беретах, выяснили, где служил муж, потом заметили сына, сняли берет с мужа, надели на Гошку, отдали ему честь и удалились. Мы прошли пару шагов, и тут я обнаруживаю, что ребенка околачивается у столика летнего кафе, за которым сидели мужчины в таких же как у него беретах.
Пока мы шли по аллее к нам регулярно подходили ВДВшники и Гошка с радостью протягивал им руку для рукопожатия, САМ. Поверьте, у меня мгновенная реакция на взаимоотношения Гошки и чужих, но сейчас она не работала. Я понимала, что люди в беретах для Гоши - те самые «свои», коих должно быть много, но которые почему-то скрывались, а теперь наконец-то взялись за ум, надели береты, по которым можно понять что они - «свои». При этом он игнорировал людей без беретов, относился к ним как к «чужим».
Мы сели в кафе, где ВДВшники отмечали праздник, где был ди-джей ВДВшник, где молодой человек пел ВДВшные песни. Мы очень мило, очень душевно посидели. Гошка цвел и пах, его посадили во главе стола, угощали вкусностями, ему покупали и дарили приятные пустячки, он ел, пил, танцевал и был совершенно счастлив. Домой ушли только в 11 вечера.
Слава ВДВ!