Моя мама - опытный интернет-серфер и популяризатор местного масштаба. Чего она только ни находит. Это она открыла для меня лет 6 назад Курдюмова.
Несомненно всем, имеющим детей школьников и младше, стоит почитать его "Педпгогическую опупему"
http://kurdyumov.ru/esse/esse06/6esse01.phpОстальные его книги тоже заставляют думать и соображать.
У меня нет своей земли даже в виде ящика для цветов на балконе. Но я с большим удовольствием читала его книги про сад и огород. Первая треть, а то и половина книг будет интересна "широкому кругу читателей". А потом уже идут узкие садово-огородные рекомендации.
Перед отъездом запоем прочитала его новую книгу "Защита вместо борьбы"
http://kurdyumov.ru/knigi/zaschita/zaschita00.php рекомендую всем. Там половины книги - мировоззренческое, просто описывается на примере поля-огорода.
Хотя, именно после прочтения этой книги мне стало понятно высказывание Мишеля Одена (не могу с ходу найти ссылку) суть которого в том, что земледелие - это агрессия по отношению к природе, и для того, чтобы реализовать эту агрессию, требуется увеличить уровень агрессии в обществе и это начинает происходить с момента рождения, когда возникают обряды и ритуалы, нарушающие естественный родовой и послеродовой период матери и ребенка. Пока племя занимается собирательством и охотой - вмешательств в отношения роженицы и новорожденного нет, как только племя начинает рубить деревья и сажать на поле какую-то одну культуру - начинаются вмешательства в роды и послеродовой период.
Но до прочтения "Защиты вместо борьбы", я не могла понять насколько уровень агрессии к миру зашкаливает у земледельца. В голове всегда была картинка - мирные земледельцы и агрессивные варвары на конях. Хотя, насколько я знаю, у монголов тронуть землю, капнуть ее - большой грех. И они просят прощения у Матери земли, за нарушение ее, когда устанавливают юрту. Впрочем, я выросла в Монгольских и Забайкальских степях и хорошо понимаю, почему они так делали. Там очень сухо и нарушение того малого слоя почвы, который есть, ведет к скорому выдуванию и эрозии. Чудовищно выглядит сухая растрескавшаяся земля, которая очень долго восстанавливается.
Так вот, Курдюмов категорически против вскапывания земли, и в новой книге он опять, объясняет почему. Моя мама, хоть и читала Курдюмова, но участок копает. Там похоже помехи с реализацией, мама думать нестандартно может, а претворять в жизнь - тут сложность. Вот и сейчас ее нет (она в отъезде), а участок перекопан с осени. И это печально, потому что вскопанный кубанский чернозем под жарким солнцем высыхает в момент, и поливать его бесполезно, сразу образуется 1,5 см густой грязи, которая не дает промокнуть земле. Все равно, что воду на муку лить.
Когда мы приехали, я нашла в траве две грядки земляники. Траву я повыдергала и на следующий день земля вокруг земляники стала совершенно сухой. Мне ее стало жалко и я прямо на эту сухую землю уложила по-курдюмовски траву выдранную накануне, а чтобы сорняки из семян не лезли, накрыла подвяленную траву мокрыми газетами (мокрыми, чтобы приняли форму, задубели на солнце и не летали по огороду). В одно месте на землянику, торчащую из газет, вылила остатки воды из ведра, но в целом грядку не поливала, так комья сухой земли и лежали.
А потом я с ребячьим интересом регулярно смотрела, что происходит с землей. Там где я полила, земля не превратилась в кашу, вода больше задержалась на траве и как-то постепенно попадала на землю. Через сутки, когда произошел цикл "ночью прохладно - днем жарко", вся земля стала влажной без поливки! Только за счет конденсата!
Я понимала, что так и должно быть, что в лесу под листвой земля влажная всегда. Но ведь все вокруг меня всю жизнь копали и поливали. И потому самоувлажнившаяся земля привела меня в ребячий восторг. Надо теперь вторую грядку укрыть, а то небо ясное уже неделю и земля совсем высохла.