А давайте, пока Таня спит, я вам расскажу, про женские возрастные переходы после свадьбы. У меня лишь недавно сложилась эта картинка, вот делюсь своим уточненным образом. Дополнения и комментарии приветствуются.
Выдали девушку замуж, стала она молодухой. Но в бабий круг ее еще не взяли, пока присматриваются (вспомните, как присматривались к девушке, которая только-только в косу красную ленту заплела). Зато на молодежных посиделках молодая пара - почетные гости, на которых всем остальным ровняться.
Если все идет правильно, то вскоре молодуха беременеет, там к ней особое отношение в обществе с множеством запретов для беременной и для окружающих с одной стороны связанных с ее физиологическим состоянием, с другой с тем, что беременная становится близка к миру Нави, куда уходят души умерших и откуда приходят души вновь рожденных. Потому чем ближе к родам, тем сильнее запреты и правила. Через 40 дней после родов женщину принимают в бабий круг, ей надевают рогатую кичку (кику), что символизирует на юге корову, на севере олениху или лосиху, (так же называли созвездие Большой медведицы), в общем, признают ее плодородную силу. И женщина входит в тот общественный слой, который имеет наибольшие права, обязанности и ответственность в текущей жизни общины. Она становится бабой (впрочем, были места, где бабой становилась лишь после рождения сына, а где-то после рождения дочери).
Внутри этого слоя своя иерархия. У женщин это количество детей, т.е. после каждых родов, через 40 дней статус женщины менялся на более уважаемый. Это отражалось в одежде. А местами преимущественно в южных губерниях, это отражалось в рогатости кички, рога которой увеличивались примерно на 5 см. с рождением очередного ребенка. Вспомните слово «кичиться».
Тамбовская губерния
И так это продолжалось, пока женщина не выдавала замуж или не женила своего первого ребенка. Помнится
maria_gorynceva описывала такое у староверов, которые считают, что телесные отношения между мужчиной и женщиной должны были быть только для чадородия. Когда женщина женила или выдавала замуж старшего ребенка, она переходила в положение пожилой женщины. Опыт уже есть, силы еще есть и она больше уделяла времени общественной жизни: соблюдение обрядов, организация ритуалов и праздников(я в прошлом и этом году, едва успевала отследить солнцестояния и равноденствия, Новый год совсем не помню, а праздники отмечать надо, но ни сил ни внимания для этого нет), помощь молодым, воспитание внуков… Время активной духовной жизни. С этого момента ее переставали звать по имени и уже звали только по отчеству ибо семью создала, детей родила и вырастила (незамужнюю женщину всю жизнь звали Улькой, Манькой) теперь она переставала быть собой как личностью и становилась олицетворением рода.
Теперь посчитаем: последний, одобряемый обществом ребенок мог быть ровесником первого внука, последующие дети считались «последышами», «поскребышами» и их появление не одобрялось, потому что его родители занимались тем, что не подобает их статусу. Т.е. если женщина вышла замуж в 17-18 лет, в 18-19 родила первенца, затем через 17-18 лет его женила, то последнего одобряемого обществом ребенка он рожала лет в 38-39. До 40.
Но ведь и сегодня можно услышать: «Она родила его в 40», «Он поздний ребенок, это многое объясняет»… При том, что современная 40-летняя женщина может быть здоровее 20-летней анарексички, которая ходит в мороз с голой поясницей, и шансы родить здорового ребенка у нее могут быть высоки. Раз в нашем обществе такое отношение имеет место, значит «свадьба старшего ребенка - переход его матери в пожилые женщины» был распространен не только среди староверов.
Кстати, сюда отлично вписывается то, что 40 лет - особая дата и день рождения в тот год не отмечается (узнала из книги "Золотые правила народной культуры»).
А еще вспомнилось: «Бабий век - 40 лет».
Ну а старушкой, судя по одежде, становится около 70 лет (Великорусская женская сряда П. И. Кутенков). Получается 17-19 лет на взросление, столько же на чадородие и аж 30 лет на активную общественную жизнь. По-моему оптимистичная картинка получается, если в каждый возраст заниматься тем, на что он рассчитан, а не пытаться остановить момент на границе взросления и чадородия.
P.S. Еще пришла мысль, почему "45 - баба ягодка опять", предположим в 39 она родила последнего ребенка, но его же еще надо вырастить и выкормить. Сход с материнского подола в 5-6 лет. А там он уже от мамы не зависит, уходит в детскую стаю и женщина может полностью посвятить себя общественной жизни, той, которая именно ей по душе: целительство, повивание, сваха и т.п.