(no subject)

Oct 12, 2009 16:36

Сто лет не была на форумах, но тут понадобилось.
И там мне пришлось высказатся. Почитала - понравилось. Оказывается к некоторым темам стоит возвращаться и смотреть свежим взглядом.
Потому выложу тут, может кому-то будет интересно

Началось с того, что я дала ссылку на статью про инициации, первая из прочитанных мною в пору разборок с иерархией.

http://community.livejournal.com/slps_ru/25529.html?view=68281#t68281

В результате мне был задан вопрос, что подразумевается под этой фразой из статьи: "Именно этим вызваны ужасающие нас строгости и жестокость при инициациях. Крошечная ошибка при воспитании со временем поведет к накоплению чужих качеств, и вместо человека ты приведешь в этот мир нечто страшное, имя которому - чужой!.."

Я всячески пыталась уйти от ответа, но меня очень попросили высказаться.

И вот что, к моему удивлению я выдала:

Мой домысел таков, что к современному обществ эта фраза не имеет отношения. В ситуации, когда люди живут в деревне в 20 дворов и жен берут из двух соседних деревень, для выживания очень важно иметь единые представления о том, как устроен мир, что такое хорошо и что такое плохо. С другой стороны это налагает определенные жесткие требования к каждому из членов этой группы, ты должен вести себя так, как у нас принято в соответствии с той ступенькой иерархии, на которой находишься. Если человек ведет себя не в соответствии с требованиями его положения, он наносит удар общественным устоям и ставит группу в опасное положение. Непредсказуемый человек - опасен. Потому чужого опасались, а за своими следили, чтобы они оставались своими. Если человек отсутствовал в деревне больше недели, ему устраивали что-то вроде карантина, обращались как с гостем, проверяли не пришел ли под видом «своего» «чужой». Невест брали из пары-тройки соседних деревень, потому что хоть и чужие, но не совсем, все-таки предсказуемы. И тем не менее, свадьба была переходом, когда для рода, в котором родилась, невеста умирала, и рождалась уже своей в роду мужа. Естественно, если у взрослых было все так жестко, то и детям деваться не куда. У всех взрослых есть единое представление, как ведут себя дети и если ребенок начинает проверять границы дозволенного, то все взрослые будут выдавать единую реакцию: «У нас так не делают, у нас делают так». Ребенку ничего не остается, как подстроиться под требования общества.
У Цареградской в «От 3 до 8» вся книга об этом. Там хорошо сформулированы как выглядит поведение «своего». И зачастую под эти параметры больше подходят близкие друзья, а не родственники.
У нас сейчас даже мнения мамы и бабушки на поведение ребенка может резко отличаться, мы в мужья выбираем людей, не особо задумываясь, из какого он рода и какие там обычаи и представления о мироустройстве. Так что мы живем в окружении «чужих», где у каждого свой взгляд на то, что такое хорошо и что такое плохо. Так что можете эту зацепившую вас фразу смело пропускать.
Впрочем, я видела ситуацию, где эта фраза справедлива. В Культуре материнства, где я работала, целью руководительницы было как раз создание группы «своих», внутри которой и воспитывались бы дети. Там сотрудники фактически живут одной семьей. Сняли коттедж, на территории которого детский сад, там же проводятся оргсобрания, тренинги, клиенты приезжают на педкоррекцию, мероприятия в выходные дни с папами устраивают. И там три года вырабатывали единые взгляды на жизнь. Соответственно, если кто-то из детей вдруг берется проверять границы дозволенного, на него тут же «наваливается» куча взрослых, которые дружно говорят: «Не-ет, так не делается» и ребенок больше этого не повторяет. С учетом того, что там все дети выращивались по-рожановски, а значит уверены в себе и в мире, обладают крепкой нервной системой, это очень удобно и уместно.

Кое-что явно претерпело изменения с тех пор, как я впервые зацепилась за тему иерархии. Картинка стала целостнее, что ли?

Переходы, Инициации, Иерархия, Размышлялки, Врожденные ожидания

Previous post Next post
Up